Рисунок папоротника строение: Строение папоротника рисунок с надписями 7 класс

Содержание

Строение папоротника рисунок с надписями 7 класс

Папоротники – это большая группа высших растений. И поэтому, изучив строение листка папоротника, можно получить знания сразу о многих растениях. На уроке биологии более подробно рассматривают строение папоротника, а тут мы покажем это более наглядно с помощью картинок с подписями.

Схема строения папоротника.

Картинка с подписями.

Изображение для урок биологии.

Вегетативные органы папоротника.

Внешнее строение.

Для учеников 7 класса.

Картинка для оформления презентации.

Подпишите части растения, обозначенные цифрами.

В 5 класс.

Рисунок с надписями.

Для школьников.

Иллюстрация из учебника.

Модульный урок по теме «Папоротниковидные»

Урок №39 по теме «Отдел Папоротниковидные»

Тип урока: изучение нового материала.

Педагогическая технология: модульное обучение.

Целевая установка: формирование представления о папоротниках, как споровых растениях.

Задачи урока: расширить знания учащихся о многообразии растительных организмов; познакомить учащихся с характерными особенностями строения, обитания и размножения папоротников, их роли в природе и хозяйственной деятельности человека; выявить усложнение организации представителей отдела по сравнению с моховидными; научить учащихся различать среди живых объектов и на таблицах представителей отдела, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условий для развития их познавательного интереса и активации мыслительной деятельности; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, учебником.

Понятия: гаметофит (заросток), Спорофит. Сорус. Спорангий. Каменный уголь.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные: знание особенностей строения папоротников. Различие на рисунках, таблицах, гербарных материалах органов папоротниковидных растений. Понимание роли воды в размножении папоротников. Описание процесса смены поколений в жизненном цикле папоротников. Знание значения папоротников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Умение анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: осознание постепенности усложнения растений в связи с распространением по поверхности суши. Понимание важности воды для размножения папоротников.

Оборудование: учебник, презентация учителя, гербарии, учебный модуль, оценочный лист, компьютер, проектор, раздаточный материал для групповых заданий, маркеры.

Учебный модуль по теме «Папоротниковидные»

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Оценка результатов в баллах

УЭ-0

«Цветок папоротника»

В народе существует одно старинное поверье. Накануне летнего праздника, дня Ивана Купалы (7 июля), в ночь цветет папоротник, небольшой, ярко алый цветок, который будто бы обладает волшебной силой. Однако никому из людей еще не удавалось отыскать его.

Как вы думаете почему?

Какой будет тема нашего урока сегодня?

Какие отделы растений мы уже прошли?

Как размножаются мхи?

Какая же цель нашего урока?

Цель урока: Сформировать представление о папоротниках, как споровых растениях.

Задачи урока: узнать

ЧТО?

ГДЕ?

КАКИЕ?

Из ЧЕГО?

КАК?

КАКОЕ?

Внимательно слушайте учителя. Отвечайте на вопросы.

Запишите тему урока.

Сформулируйте цель урока.

Прочитайте цель урока и сравни со своей целью.

Сформулируйте задачи урока используя следующие вопросы.

Подпишите оценочные листы.

УЭ-1

Цель: узнать что такое папоротники, где они обитают, какие бывают папоротники.

Задание 1. Вставь в текст пропущенные слова.

  1. Папоротники – это _________, ___________, _______ растения.

  2. В настоящее время в природе сохранилось _____видов папоротников.

  3. В наших лесах произрастают многолетние травянистые папоротники:________,________._______ и др.

  4. Некоторые папоротники живут в воде, например ________ и __________.

  5. Заростки имеют большое сходство с многоклеточными__________.

Посмотрите презентацию учителя. Выполните задание 1 в тетради.

Давайте проверим. Оцените свою работу.

Достигли ли вы поставленной цели?

Каждое правильно записанное слово оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов: 10

УЭ-2

Цель: изучите строение папоротника.

Строение папоротника

Задание 2: Напишите названия органов и структур папоротника, обозначенных цифрами.

Задание 3: ответьте на вопросы.

1.Какие растения более сложно устроены мхи или папоротники?

2. Чем папоротники отличаются от мхов?

3. Какие функции выполняет проводящая ткань?

Внимательно слушайте учителя.

Рассмотрите рисунок. На выданном гербарии папоротника найдите все указанные на рисунке части.

Выполните задание 2 в тетради.

Давайте проверим!

Оцените свою работу.

Прочитайте текст учебника на с. 146. Выполните задание 3 письменно в тетради. Давайте проверим!

Оцените свою работу.

Достигли ли вы поставленной цели?

Каждая правильно подписанная часть оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов: 4.

Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов:3.

УЭ-3

Цель: изучить особенности размножения папоротников.

Задание 4. Дайте определения понятиям:

Спорофит –

Гаметофит-

Размножение папоротников

Задание 5: Подпишите карандашом на рисунке: 1-гаметофит (заросток), 2-спорофит, 3-споры, 4-прорастающую спору, 5-половые клетки папоротников.

Используя текст параграфа 37, запишите определения в тетради. Оцените свою работу.

Посмотрите видеофрагмент о размножении папоротников. Выполните задание 5. Оцените свою работу.

Достигли ли вы поставленной цели?

Задание 1 оценивается в 2 балла.

Задание 2 оценивается в 5 баллов.

УЭ-4

Цель: изучить значение папоротников.

Задание 6. Используя картинку составьте кластеры «Роль папоротников в природе» и «Роль папоротников в жизни человека»

Ответьте на вопрос:

Зачем нужно охранять папоротники?

Рассмотрите картинку презентации. Выполните задание 6 в группе. Представьте результаты своей работы.

Оцените свою работу.

Достигли ли ли вы поставленной?

Правильно выполненное задание каждой группы оценивается в 3 балла.

УЭ-5

Цель: контроль знаний по пройденной теме.

Задание 7: Выпишите номера правильных суждений:

  1. Папоротниковидные – споровые растения.

  2. В отличие от мхов, оплодотворение папоротников происходит без участия воды.

  3. Папоротники имеют придаточные корни.

  4. Заросток- бесполое поколение папоротника.

  5. Цветут только древовидные папоротники.

  6. Отложения древних древовидных папоротников сформировали месторождения каменного угля.

Выполните задание в тетради. Давайте проверим.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 3.

УЭ-6

Цель: подвести итоги своей работы.

Есть ли цветок у папоротника?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие задания вам понравились больше всего?

Достигли ли вы цели урока?

За что вы можете себя сегодня похвалить?

Критерии оценки:

Если вы набрали 30-25 баллов – это оценка «5»

Если набрали 24-19 баллов – это оценка «4»

Если набрали 18-13 баллов – это оценка «3»

Если 12 и менее баллов оценка «2», выполните домашнее задание.

Домашнее задание на выбор:

1.Прочитайте параграф 48, выполните задания после параграфа.

2. Выполните индивидуальные задания (карточки).

3. Выполните проектную работу «Многообразие папоротников».

Подсчитайте свои баллы.

Оцените свою работу, используя критерии оценки и оценочные листы.

Если нужно запишите домашнее задание.

Максимальное количество баллов за урок: 30.

Приложение 1

Оценочный лист

Ф.И. __________________________________________________

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Итого баллов

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Максимальный балл

10

4

3

2

5

3

3

30

Твои баллы

Оценочный лист

Ф.И. __________________________________________________

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Итого баллов

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Максимальный балл

10

4

3

2

5

3

3

30

Твои баллы

Оценочный лист

Ф.И. __________________________________________________

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Итого баллов

Задания

1

2

3

4

5

6

7

Максимальный балл

10

4

3

2

5

3

3

30

Твои баллы

Приложение 2

Группа 1

Кластер

«Роль папоротников в природе»

Зачем нужно охранять папоротники?

Приложение 2

Группа 2

Кластер

«Роль папоротников в жизни человека»

Зачем нужно охранять папоротники?

Приложение 3

Приложение 4

Титульный лист проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЫЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ

СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТРУЖКИНА И.В.»

(«ЛЫЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»)

Проект по теме «Многообразие папоротников»

Выполнил(а) ученик(ца) 6 класса

Лычковской средней школы

ФИО

с. Лычково

2019г

Цель проекта: изучить многообразие папоротников, выполнить описание вида папоротника по плану.

План описания папоротника.

  1. Название.

  2. Место обитания.

  3. Биологическое описание.

  4. Роль в природе.

  5. Роль в хозяйственной деятельности человека.

Рисунок или картинка на отдельном листе.

Лабораторная работа по теме: «Строение спороносящего папоротника»

Лабораторная работа № __

Тема: «Строение папоротника»

Дата______Класс________Ф.И.______________________________________________

Цель: изучить особенности строения папоротника на примере щитовника мужского.

Оборудование: папоротник щитовник мужской (гербарий и картинки в учебнике), ручная лупа.

Ход работы:

  1. Рассмотрите внешний вид папоротника. Опишите его строение: наличие органов, их размеры, форма, окраска.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подпишите на рисунке органы растения:

  1. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

Сходство

Различия

  1. Сделайте вывод об особенностях строения папоротников. В чем проявляются усложнение их строения по сравнению со мхами?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отдел Папоротниковые (Страницы 31,32,33) — Рабочая тетрадь по биологии Захаров Сонин 7 класс

Главная › 7 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Захаров Сонин 7 класс 38. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов и структур папоротника, обозначенных цифрами.

  1. Листья;
  2. Спорангий;
  3. Молодые побеги;
  4. Корневище.
39. Чем внешнее строение папоротника отличается от строения хвощей и плаунов?

ОТВЕТ: У папоротников развитые листья – вайи, на нижней стороне которых находятся спорангии и мощное корневище. У хвощей и плаунов спороносные побеги с «колосками». Развитых рассеченных листьев и корневищ нет.

40. Изучите таблицу «Папоротниковидные. Жизненный цикл щитовника мужского». Опишите цикл развития папоротника. Стрелками покажите на схеме последовательность этапов развития.

На нижней поверхности листа развиваются спорангии со спорами, которые в благоприятных условиях прорастают и формируют заросток. Из заростка развивается гаметофит (чаще обоеполый), у взрослого растения вырабатываются гаметы. Оплодотворение происходит в воде. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает и зародыш развивается в спорофит. 41. Выполните лабораторную работу «Строение папоротника».

1. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид спороносящего папоротника. На рисунке подпишите основные части растения.

2. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид листа папоротника.

Листья папоротников называются вайами. Они вырастают из почек корневища и развертываются над поверхностью почвы. Вайи обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров. Они выполняют две функции: фотосинтеза и спорообразования. Спорангии размещаются на нижней поверхности листа, в них развиваются гаплоидные споры.

3. Найдите на нижней поверхности листьев папоротника бурые бугорки. Что в них находится?

Это спорангии. В них находятся споры из которых развивается новое поколение папоротников.


Отдел Хвощевидные — стр. 30Тренировочные задания — стр. 34-36

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Внешнее строение папоротника рисунок — Мечети мира

Папоротникообразные — это большая группа высших растений. В состав папоротникообразных входят три отдела: папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные.

Папоротникообразные очень разнообразны по внешнему виду, но все они имеют вегетативные органы — корень, побег (стебель и листья) и размножаются спорами. Папоротник никогда не цветёт, это всего лишь поэтический вымысел. Листья папоротника растут верхушкой. Молодые листья не распустившиеся полностью улиткообразно закручены.

Хвощи — это многолетние травянистые корневищные растения, похожие на маленькие ёлочки. И листья, и боковые побеги хвощей располагаются в мутовках.

Строение папоротника

Что делать. Рассмотрите спороносящее растение папоротника. Зарисуйте его внешний вид и подпишите части растения.

Что делать. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.

Что наблюдать. Рассмотрите спорангии под микроскопом.

Подготовить к отчёту. Рисунки: внешнее строение папоротника и скопление сорусов под микроскопом. Ответить на вопросы: какая корневая система у папоротника? Как растут листья? Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.

Строение хвощей

Что делать. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище, корень, стебель, пленчатые (чешуевидные) листья. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок.

Что делать. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и мутовки листьев, расположенные на боковых побегах.

Подготовить к отчёту. Рисунки: внешнее строение хвоща полевого. Сделать соответствующие к ним подписи.

Ответить на вопросы: что общего и каковы различия во внешнем строении изученных вами папоротника и хвоща? Почему на хвощи практически не нападают растительноядные моллюски и насекомые?

38. Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов и структур папоротника, обозначенных цифрами.

1) Листья;
2) Спорангий;
3) Молодые побеги;
4) Корневище.

39. Чем внешнее строение папоротника отличается от строения хвощей и плаунов?
У папоротников развитые листья – вайи, на нижней стороне которых находятся спорангии и мощное корневище. У хвощей и плаунов спороносные побеги с «колосками». Развитых рассеченных листьев и корневищ нет.

40. Изучите таблицу «Папоротниковидные. Жизненный цикл щитовника мужского». Опишите цикл развития папоротника. Стрелками покажите на схеме последовательность этапов развития.

На нижней поверхности листа развиваются спорангии со спорами, которые в благоприятных условиях прорастают и формируют заросток. Из заростка развивается гаметофит (чаще обоеполый), у взрослого растения вырабатываются гаметы. Оплодотворение происходит в воде. Из зиготы развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает и зародыш развивается в спорофит.

41. Выполните лабораторную работу «Строение папоротника».
1. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид спороносящего
папоротника. На рисунке подпишите основные части растения.

2. Рассмотрите, опишите и зарисуйте внешний вид листа папоротника.

Листья папоротников называются вайами. Они вырастают из почек корневища и развертываются над поверхностью почвы. Вайи обладают верхушечным ростом и могут достигать больших размеров. Они выполняют две функции: фотосинтеза и спорообразования. Спорангии размещаются на нижней поверхности листа, в них развиваются гаплоидные споры.

3. Найдите на нижней поверхности листьев папоротника бурые бугорки. Что в них находится?
Это спорангии. В них находятся споры из которых развивается новое поколение папоротников.

Папоротники представляют собой древнюю группу высших споровых растений, которые сыграли важнейшую роль в процессах образования каменного угля на планете. Это первые настоящие листостебельные организмы. Строение папоротника, особенности его жизненного цикла и распространения в природе будут рассмотрены в нашей статье.

Особенности строения папоротников

Как правило, папоротники произрастают в лесах умеренного климатического пояса. Их тело состоит из видоизмененного побега, расположенного под землей — корневища. Над землей видны только листья. Таково внешнее строение папоротника. Схема ниже иллюстрирует характер листорасположения. На ней четко видно, что к основной оси поочередно крепятся дополнительные, а к ним — непосредственно листовые пластинки.

Подземное строение папоротника представлено также системой придаточных корней, которые пучком отходят от видоизмененного побега.

А вот ископаемые формы папоротниковидных совсем не похожи на своих современных сородичей. Наряду с травами это были небольшие кустарники и гигантские деревья, достигающие в высоту нескольких десятков метров.

Жизненный цикл

Внешнее строение папоротника периодически изменяется. Как это возможно? Все дело в том, что в течение жизни у папоротников наблюдается процесс чередования поколений: полового (гаметофита) и бесполого (спорофита). Они отличаются способом размножения, развития и рядом существенных морфологических особенностей.

Спорофит

Бесполое поколение папоротника представляет собой зеленое листостебельное растение. Его мы и привыкли видеть в лесах. В таком виде папоротник (фото ниже демонстрирует спорофит) существует преобладающую часть своего жизненного цикла. На нижней стороне листьев растения располагаются спорангии — органы бесполого размножения. Они собраны в специализированные структуры — сорусы. В них находятся клетки бесполого размножения, которые называются спорами.

Гаметофит

Попадая в почву и прорастая, споры дают начало половому поколению. Такой гаметофит и обусловливает совсем другие черты и строение папоротника. Он имеет вид плоской зеленой пластинки, которая с течением времени принимает форму сердца. К почве гаметофит прикрепляется при помощи ризоизов. Эти нитевидные образования по внешнему виду и выполняемым функциям напоминают корни растений, но не образуют тканей. Половое поколение папоротников является двуполым. Процесс слияния гамет возможен только при наличии воды. В результате образуется зигота — оплодотворенная яйцеклетка. Развиваясь, она дает начало зародышу, а далее и взрослому растению. в первое время молодой спорофит не способен к процессу фотосинтеза, поэтому его питание происходит за счет зеленой пластинки полового поколения. По мере развития и возникновения способности к фотосинтезу взрослое листостебельное растение начинает функционировать отдельно.

Разнообразие папоротникообразных

В настоящее время ученые-систематики насчитывают около 10 тысяч видов представителей данного отдела. Среди водных папоротников наиболее распространенным является сальвиния. Это растение плавает на поверхности воды и по внешнему виду очень напоминает водоросли. Вместе с марсилией и азоллой сальвиния плавающая представляет группу разноспоровых папоротников. Это типичные водные растения.

Однако в преобладающем большинстве случаев папоротник (фото демонстрирует многолетнее растение) — это обитатель лесов. И большинство из них — представители группы равноспоровых. Самыми распространенными из них являются орляк обыкновенный, кочедыжник женский, щитовник мужской, многоножка обыкновенная. Именно о таких видах папоротника до сих пор существует красивая древняя легенда. Если ночь на праздник Ивана Купала найти отыскать в лесу это цветущее растение, то можно приобрести удивительные способности. Например, понимать язык любого живого существа. Эта прекрасная легенда возникла потому, что никто и никогда не видел цветка папоротника. Наши предки не знали, что это просто невозможно, поскольку споровые растения не образуют цветков и плодов.

В тропических лесах встречается несколько видов древовидных папоротников. Как и все высшие споровые растения, они предпочитают влагу, поэтому растут вдоль ручьев и рек. Очень часто в этих местах заросли тропических папоротников образуют настоящие джунгли.

Значение папоротникообразных

Именно внешнее строение папоротника и его особенности в настоящее время сделали это растение одной из самых популярных декоративных культур. Оно широко использует

Папоротники: признаки, строение, размножение | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Тема: Ботаника

1. Общие признаки папоротникообразных.

Папоротникообразные имеют корни и побеги (стебли с листьями), размножаются спорами. Споры образуются в спораниях в результате редукционного деления. В жизнен­ном цикле преобладает спорофит (диплоидное поколение), половые органы (архегонии и антеридии) образуются на заростках (гаметофитах) небольших размеров (гаплоидное поколение).

2. Каковы особенности строения и размножения папорот­ников?

Папоротники — травянистые растения, у них нет кам­бия, поэтому среди них не встречаются деревья. Папорот­ники средней полосы России — многолетние травянистые корневищные растения. Листья — крупные сильно рассе­ченные, отходят от корневища. Черешки покрыты бурова­тыми чешуйками. Листья нарастают верхушкой (как побе­ги), молодые листья образуют на верхушке завитки — «улитки», которые защищают верхушечную меристему. Из-за этих особенностей, не свойственных листьям, их называ­ют вайями. На корневище образуются придаточные корни.

Папоротники — преимущественно лесные растения. Особенно много их во влажных лесах тропиков. Листья тропических папоротников разнообразны по форме и раз­мерам: могут быть сильно рассеченные и цельные, от 3-4 мм (2-4 см) до 2 м (самые крупные 5-6 м). Некоторые представляют собой лианы с выдающимися стеблями и ли­стьями, иногда до 30 м.

Среди тропических папоротников есть древовидные формы до 10 м высотой и более. Некоторые представляют собой лианы с вьющимися стеблями или листьями, есть растения, напоминающие деревья, со стволами до 10 м высотой и более. Особенно много среди папоротников эпифитов, поселяющихся на стволах и ветвях деревьев. В умеренных широтах папоротников немного. Самые обычные для сред­ней полосы папоротники: мужской папоротник, женский папоротник, орляк, страусопер и некоторые другие. Материал с сайта //iEssay.ru

Размножение папоротников. У папоротников нет спо­роносных колосков. На нижней стороне листа (но не каждо­го листа) образуются спорангии, собранные в сорусы и часто прикрытые покрывальцами или краем пластинки листа. По форме спорангий похож на двояковыпуклую линзу. Стенки образованы одним слоем клеток. Все они тонкостенные, за исключением клеток, расположенных по гребню — кольца. У этих клеток утолщены внутренняя и боковая стенки. Кольцо занимает 2/3 гребня, 1/3 клеток с тонкими стенками —   устье. При созревании спор происходит разрыв стенки спорангия в устье, а кольцо, подобно пружине, разбрасывает споры. Из споры вырастает новое поколение — гаметофит (или заросток). Это небольшая пластинка (несколько мм) сердцевидной формы, которая прикрепляется к почве ри­зоидами. Гаметофит зеленого цвета и может фотосинтези­ровать. На его нижней стороне образуются антеридии и архегонии. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях — яйцеклетки. В результате оплодотворения об­разуется зигота, из нее развивается зародыш, а потом и мо­лодое растение папоротника.

На этой странице материал по темам:
  • папортники особенности строения и размножения
  • биология размножение папоротников
  • рассказ об папоротники
  • строение, размножение иван-чая
  • размножение папоротника орляка

Простой рисунок папоротника в GetDrawings