Биология папоротники 7 класс: Конспект урока по биологии в 7 классе . Папоротники.

Открытый урок по биологии «Папоротники» (7 класс)

Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 7 классе.

Тема урока: Папоротники – группа высших растений.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

— что папоротники представители высших растений

— как размножаются папоротники

Учащиеся должны уметь:

— использовать биологические термины: вегетативные органы, вайя, спорофит, гаметофит, заросток, микроспоры, мегаспоры.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-давать определения понятиям

-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

-находить информацию о папоротниках и использовать ее для характеристики

Регулятивные УУД:

— формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

— формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные УУД:

— формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала

— формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

— формирование умения оценивать действия партнёра

Личностные УУД:

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

— высшие растения

— папоротники

— псилофиты

— гаметофит

— спорофит

— мегаспора

— микроспора

Оборудование урока:

-учебник

-компьютерная презентация

-компьютер

-проектор

-раздаточный материал для работы в группе

Ход урока:

-саморегуляция

-самоконтроль

-оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

— сотрудничество с учителем

«мэнэдж мэт»

«тэйк оф – тач даун» (встать – сесть)

Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала.

— Здравствуйте, ребята! Урок сегодня у нас пройдет в необычной форме. Мы проведем урок, применяя сингапурские структуры урока. Если во время урока кто – то будет отвлекаться, я не буду делать замечания, а просто подниму руку, а вы мне ответите тем же. А так же перед вами на столах лежат листы самооценки.

Лист самооценки

Фамилия, имя_______________________________________________________________________

Класс______________________________________________________________________________

Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте:

1.Я справился с домашним заданием.

2.Домашнее задание было трудным.

3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители.

4.Я в хорошем настроении.

5.Я готов к уроку.

6.Я знаю, на какие царства делится живая природа.

7.Я знаю отличительные признаки царств живого.

8.Я знаю особенности жизнедеятельности бактерий, грибов и растений.

— В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки)

Этап актуализации знаний.

Раздает карточки с терминами, дает задание учащимся.

Принимают карточки, распределяются по группам в зависимости от принадлежности своего термина, объясняют свой выбор, при возникновении затруднения оказывают помощь партнерам по команде.

Логические:

— синтез как составление целого из частей

— подведение под понятие

— построение логической цепи рассуждений

— контроль

— коррекция

-оценка

— учебное сотрудничество со сверстниками

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

«конэрс» (углы)

Учащиеся знают признаки и существенные особенности царств живой природы. Учащиеся распределены на рабочие группы.

— Ребята, возьмите по листочку, на котором написан какой-либо термин (Приложение 2). В разных углах кабинета вы видите три листа, на которых написано «Бактерии», «Грибы», «Растения». Подойдите в тот угол, к которому относится ваш термин. (расходятся по углам) Объясните, почему вы выбрали именно этот угол.

— В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока.

Этап выявления места и причины затруднения.

Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через демонстрацию видеофрагмента.

Просматривают видеофрагмент, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока.

Общеучебные: -формулирование познавательной цели

Логические:

-анализ с целью выделения существенных признаков

-выбор оснований для сравнения

-целеполагание

-планирование

-сотрудничество с учителем

-развитие диалогической речи

Поисковая беседа.

Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний.

— Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент (просматривают)

— О чем это видео?

— Какой будет тема сегодняшнего урока? (выходят на «Папоротники»)

— Почему именно папоротники? (…..)

— Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы учащихся: 1)Научиться отличать папоротников от других растений; 2)Выявить характерные черты папоротников; 3)Познакомиться с основными представителями папоротников; 4)Узнать, какие бывают папоротники и т.д.)

Этап реализации выхода из затруднения

Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами.

Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы.

Общеучебные:

-поиск и выделение информации

Логические:

-установление причинно-следственных связей

-построение логической цепи рассуждений

— прогнозирова- ние

— контроль

-коррекция

— оценка

— инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации

-оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

«эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа

Освоено новое знание. Учащиеся осознают приращение нового знания.

— Перед вами на столах лежат листочки с утверждениями.

Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знаки «+» или «-» в первой колонке напротив каждого утверждения, в зависимости от того, согласны вы с ним или нет. (заполняют колонку «до»)

— Внимательно прочитайте текст учебника (читают)

— Заполните колонку «после» (заполняют)

— Изменилось ли что-то в вашей таблице? (сравнивают с эталоном на слайде) Узнали ли вы что-то новое для себя? (встают)

— А теперь в группе обсудите ответы на эти дополнительные вопросы (открывает вопросы на слайде)

— Почему не растут?

— Какой миф существует?

У папоротников стебли хорошо развиты

— Как развиты?

Папоротники, как все растения, зеленые

— Почему имеют зеленый цвет?

Размножаются только половым путем

— Какое размножение также характерно для папоротников?

Оплодотворение связано с водой

После обсуждения группы по очереди дают ответы на поставленные вопросы.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу групп по составлению предложений на закрепление.

Организует самооценку.

Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали.

Общеучебные:

-моделирование

Действия решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

-оценка

-взаимодействие со сверстниками

-управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли

-развитие монологической речи

«джот тотс» (запиши мысли)

«тик-тэк-тоу» (крестики – нолики)

Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия.

— Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сдайте лист самооценки.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Организует работу учащихся с заданием с пропущенными словами.

Работают в группе. Вставляют в текст по изученному материалу пропущенные слова.

Логические:

-синтез как составление целого из частей

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

-сотрудничество со сверстниками

Пропущенные слова.

Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу, имеют возможность выявить ошибки и исправить их.

— В тексте с пропущенными словами заполните пробелы, вписав недостающую информацию.

Вставьте в текст пропущенные слова:

Папоротники произошли от ____________________________. Папоротники относят к высшим растениям, так как они имеют _______________________. Могут встречаться многолетние травянистые растения и _________________________________.

Окраску папоротникам придает___________________________, благодаря которому папоротники способны осуществлять процесс ________________________, характерный для растений. Папоротники размножаются ________________________________.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели.

Подводит итоги урока.

Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока.

-соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности

-самооценка

-оценка действий партнера

«я — мы — дело»

Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока.

— Ответьте на вопросы, оцените свой вклад в достижение поставленных целей и вклад своих товарищей:

«Я»

— С каким настроением работал?

— Доволен ли собой?

«Мы»

— Насколько мне комфортно работалось в группе?

— Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?

«Дело»

— Достигли ли мы поставленных задач?

— Для чего нам материал, изученный сегодня?

— Закончите тему урока:

Папоротники — _____________________________

Домашнее задание

Задает д/з.

Записывают д/з в дневник.

-волевая саморегуляция

Д/з: §13, заполнить таблицу «Значение папоротников», вклеить её в тетрадь.

палочки фотосинтез безъядерные деление пополам жгутики низшие высшие органы плодовое тело хлорофилл грибница споры хлоропласты разрушители шляпка обмен корень, стебель, лист

Конспект урока и презентация на тему «Папоротники», биология 7 класс, коррекционная школа.

7 класс.

Биология.

Тема урока: «Папоротники».

Цель урока: познакомить обучающихся с бесцветковыми растениями – папоротниками, их строением и местами произрастания, значением в природе.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательная сформировать у детей представление о высших растениях, раскрыть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными.

Коррекционно — развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: растение из гербария, иллюстративный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2.Проверка домашнего задания по теме «Торфяной мох – сфагнум».

Беседа по вопросам:

  1. По каким признакам мох сфагнум относится к растениям?

  2. Расскажите, используя рисунки учебника, о строении сфагнума. Почему он может впитывать большое количество воды?

  3. Объясните, как укрепляются мхи в почве если нет корней.

  4. Как размножаются мхи?

  5. В чём особенности строения сфагнума?

  6. Каково значение сфагновых болот?

  7. Расскажите о торфе: как он образуется, какое значение имеет в народном хозяйстве.

  8. Каково значение мхов в природе?

3.Изучение нового материала.

Прошу учащихся рассмотреть растение на рисунке стр.90 и растение из гербария.

Кто из вас видел это растение?

Где? В каких местах?

Рассказ учителя о папоротниках, их строении, размножении, местах их произрастания, их роли в образовании каменного угля:

1. Историческая справка

Учитель.

В древние времена папоротники образовывали на Земле обширные леса из высоких растений. В настоящее время папоротники так же процветают в разных условиях

2. Рассмотрите их на рисунке . стр. 90

Как выглядят современные лесные папоротники?

3. Роль папоротников в жизни человека.

1. Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.

2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.

3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).

5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

(демонстрация каменного угля и продуктов его переработки)

Т.О., папоротники играют большую роль в жизни человека.

Значение папоротников в природе.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу республики Бурятия: (презентация ученика)

Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.

Что мы можем сделать для сохранения редких видов?

4.Физкульминутка

5.Закрепление.

1. Работа с учебником:

Прочитав текст учебника на стр. 89-91, ответьте на вопросы:

  1. Какое органы есть у папоротников?

  2. В чем различие и сходство папоротников и мхов?

  3. Как образовался каменный уголь?

  4. Какое значение для человека имеет каменный уголь?

2.Работа в тетрадях:

Запишите, какую роль играют папоротники в природе и жизни человека.

3.Обобщение.

6.Итог урока.

С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
— Что понравилось?

Выставление поурочного бала.

7.Задание на дом: стр. 89-91.

Роль папоротников в жизни человека.

1. Многие папоротники используют в медицине.

2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями.

3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах.

5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Роль папоротников в жизни человека.

1. Многие папоротники используют в медицине.

2. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями.

3. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах.

5. Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

Значение папоротников в природе.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

Значение папоротников в природе.

Папоротники, входя в состав природных сообществ, тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействие этих организмов и сами оказывают на них влияние, как положительное, так и отрицательное.

Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

Урок биологии по теме «Отдел папоротниковидные»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: ознакомить учащихся с высшими споровыми растениями, продолжить формирование умения работать с гербарным материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.

Задачи:

  • изучить особенности организации папоротников, хвощей и плаунов;
  • выявить усложнения их организации в ходе эволюции;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, гербарный материал (папоротник плаун, хвощ).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала

А) Работа с классом у доски по таблицам:

Строение мха кукушкина льна и сфагнума (сходство и различия)

Размножение мха кукушкина льна

Б) Работа по индивидуальным заданиям.

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.

Слайд 1. “Ребусы” (Папоротник, плаун, хвощ).

Слайд 2. Тема урока: Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Слайд 3. Цель урока:…………………….

Слайды 4 — 5

Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро — увидел цветение папоротника.

“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.

“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”.

Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.

Слайд 6. Проблема:

Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?

(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)

Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Общая характеристика отдела.

Папоротниковидные — растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.

Слайд 7. Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.

В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

Слайд 8. “Каменноугольный период”

Когда-то 400 млн., лет назад климат на Земле был совсем другим: влажным и тёплым, это был настоящий рай для папоротников, они были представлены большим разнообразием форм, в том числе мощными древовидными формами.

Их остатки вместе с остатками других высших споровых растений (хвощей и плаунов) образовали залежи каменного угля. Отмершие стволы растений, попадая в воду болот, заносились илом и песком и поэтому не перегнивали. Постепенно углубляясь в дно водоемов, за сотни миллионов лет они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом. Каменный уголь используют теперь как один из лучших видов топлива и как сырье для химической промышленности.

В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.

Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.

Слайд 9. Папоротники сегодня…

Слайд 10. “Самые, самые…..”

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник — азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Анимация: Строение папоротника.

(ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 11. Строение папоротника.

Работа с гербарием (внешнее строение папоротника). Учащиеся рассматривают гербарий, зарисовывают папоротник, подписывают основные части растения.

Несмотря на большое разнообразие все папоротниковидные имеют общие признаки.

Слайд 12. Признаки папоротниковидных.

У всех папоротниковидных есть вегетативные органы: корни (придаточные) и побег (корневище: стебель + листья (вайи).

Листья крупные, рассеченные. Молодые листья, еще не распустившиеся полностью, улиткообразно закручены.

Листья папоротников растут верхушкой как побег. (Мы привыкли к тому, что распустившиеся листья не растут, а вот у папоротников листья растут дольше, в тропиках подчас несколько лет).

У папоротниковидных имеются хорошо развитые ткани: покровная, механическая, проводящая. В отличие от моховидных, развитие тканей объясняется приспособленностью папоротников у существованию в сухопутной среде.

Папоротниковидные — споровые растения.

Анимация Размножение папоротника.

(ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 13. Размножение папоротника.

Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.

Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение — гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.

Слайд 14. Значение папоротников

Отдел Хвощевидные (Общая характеристика отдела)

Слайдшоу. Многообразие видов и распространение на Земле хвощевидных (ЦОР. “Биология. Многообразие живых организмов”, 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И..)
Слайд 15. Вегетативные органы хвоща.

Работа с гербарием (внешнее строение хвоща). Учащиеся рассматривают гербарий, зарисовывают побеги (весенний и летний) хвоща, подписывают основные части растения.

Слайд 16. Побеги хвоща полевого.

Отделы Плауновидные (Общая характеристика отдела)

Слайдшоу. Многообразие видов и распространение на Земле плауновидн

План-конспект урока по биологии (7 класс) на тему: Открытый урок » Папоротники»

Цель: Продолжить знакомство с высшими споровыми растениями, используя гербарий, таблицы, картинки, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.

Задачи:

1. Образовательные: Формировать понятие о папоротниках как представителях высших споровых растений: общие признаки, строение, цикл развития. Отрабатывать знание терминологии. Рассмотреть их эволюционные преимущества по сравнению с мхами, хвощами, плаунами.

 2. Развивающие: Продолжить формирование умения составлять рассказ по схеме, развивать умение работать в группе. Развитие внимания, мышления, речи.

3. Воспитательные: Познакомить с традициями праздника Ивана Купала, воспитывать умение выслушивать чужое мнение.

Используемые учебники, рабочие тетради:

  • В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». Учебник.
  • В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. «Биология. Многообразие живых организмов». Рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы, гербарный материал (папоротник плаун, хвощ), дополнительный информационный материал.

План урока.

1. Организация класса. (1 – 2 мин)

2. Контроль знаний по пройденным темам. (5 – 7 мин). Тест.

Объявление темы урока «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» и цели.

 Чтение отрывка из повести Н. В. Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала» с целью постановки проблемного вопроса. (4 мин)

Обсуждаем постановку задач. (3 мин)

3. Изучение нового материала.( 28 – 25 мин).

  1. Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания.
  2. Изучение строения папоротника (просмотр презентации, работа с учебником,  работа с гербариями, промежуточный контроль).
  3. Физкультминутка.
  4. Размножение папоротника (изучение текста учебника, просмотр презентации, беседа).
  5. Закрепление изученного материала.

Этап объявления домашнего задания и оценок за урок. (2 мин).

Рефлексия.(2 мин).

Ход урока

1. Организация класса. Приветствие. 

 2. Контроль знаний по пройденным темам. Тест по теме «Хвощи и плауны». Взаимопроверка.

тест «Хвощи и плауны»

1.Среди папоротникообразных преобладают жизненные формы:

    а) древовидные,

    б) травянистые многолетние,

    в) травянистые однолетние.

2. Увеличению числа особей папоротникообразных способствует их:

    а) обитание под кронами деревьев,

    б) размножение,

    в) способность жить в слабо освещенных местах.

3. Что необходимо для размножения папоротникообразных:

         а) свет,       б) влага,       в) тепло.

4. Папоротникообразные имеют органы:

 а)  корень, клубень,

     б) корневище, стебель, листья,

     в) листья,  побеги.

5. Хвощ полевой – травянистое растение:

          а) однолетнее,      б) двухлетнее,          в) многолетнее.

6. Листья у хвоща расположены:

             а) очередно           б) супротивно            в) мутовчато

7. Многолетние травянистые стелющиеся растения с придаточными корнями и шиловидными листьями:

        а) хвощ                  б) плаун                      в)  папоротник

8. Наука, изучающая мхи, называется:

3. Объявление темы урока

Тема нашего урока «Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности» и цели.

Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу, можно найти с помощью цветка папоротника клад?

Вспомнила я как-то повесть Н. В. Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала». Главный герой повести Петро увидел цветение папоротника. 

«Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.

«Теперь пора!» – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».

Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала». 

Проблема. Почему же ботаникам не посчастливилось найти цветок папоротника?

(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный проблемный вопрос).

Попробуем научно разобраться с этим вопросом. Обсуждаем постановку задач.

  • рассмотреть общие признаки папоротников;
  • изучить особенности их строения и жизнедеятельности;
  • раскрыть особенности цикла развития папоротников;
  • рассмотреть их эволюционные преимущества по сравнению с мхами, хвощами, плаунами.

 Знакомство с новым материалом.

  1.  Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания. Папоротники родного края.

Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать в лесу? Где их искать, где они обитают?

Работаем по группам — рядам. Каждой группе дано задание. Вы должны в течение 2-3 мин. ознакомиться с ним и в ходе урока рассказать о изученном другим группам.

Ознакомление групп с предложенными заданием.

1 ряд – палеонтологи, с. 61 учебника

2 ряд – биологи, с. 61,64 учебника

3 ряд – экологи, с. 62 учебника

Слово палеонтологам.

Группа палеонтологов рассказывает о древних папоротниках.

Произошли папоротники как и хвощи, и плауны от псилофитов в  Каменноугольный период.

Более 300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротников. Они вместе с хвощами и плаунами безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь. Этот период в истории нашей планеты называется каменноугольным периодом.

 Слово ботаникам. 

В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих  иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах (около 2/3), а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются  папоротники  в степях и пустынях. В большинстве своём — это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях.

Работа с рисунками учебника на стр. 64-65. 

 “Самые, самые…”

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник — азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Папоротники родного края. Презентация.

  1.  Изучение строения папоротника

Внимательно прочтите  информацию в учебнике на стр.61 «Строение папоротников», рассмотрите выданные гербарии, слайд презентации.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы особенности строения папоротника?

2. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки  сходства и различия.

3. Обоснуйте принадлежность папоротников к высшим растениям.

4. Как называется лист папоротника (вайя)

5. Какие функции выполняют листья папоротника? (фотосинтеза и спорообразования)

6. Какой особенностью обладают листья папоротника? (верхушечный рост, молодые листья закручены улиткообразно)

7.Что располагается на листьях? (сорусы – спорангии – споры).

Выполните задание в рабочей тетради № 41. Если кто-то из вас затрудняется в выполнении задания, можно подойти к участникам вашей группы для консультации или к учителю.

Промежуточный контроль знаний.

Закончить предложения. В лесах умеренной зоны у папоротников  короткий стебель. Листья вырастают из  почек корневища. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной ткани; имеются придаточные корни. Листья обладают верхушечным ростом, достигают больших размеров и выполняют функции фотосинтеза и спорообразования.

  1. Физкультминутка.
  2.  Размножение папоротников.

Внимательно прочтите  информацию в учебнике на стр.62 о размножении папоротников. Рассмотрите  рисунок в учебнике на стр. 63.

Выполните задание в рабочей тетради № 43. Если кто-то из вас затрудняется в выполнении задания, можно подойти к участникам вашей группы для консультации или к учителю.

Промежуточный контроль знаний (фронтальный опрос, вывод)

1) Какие способы размножения характерны для папоротников? (половой и бесполый)

Бесполый: делением корневища;  присыпав почвой часть листа,  можно получить новый побег.

2) Как называется половое поколение папоротника? (гаметофит, заросток)

3) Как называется бесполое поколение папоротника? (спорофит, взрослое растение)

4) При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки? (капля воды)

5) Для чего необходимо это условие? (для передвижения сперматозоидов)

6) Какая фаза в жизненном цикле  папоротника преобладает? (спорофит)

7) Какое преимущество получили разноспоровые папоротники?(накопление питательных веществ в мегаспоре, оплодотворение происходит раньше, цикл развития завершается быстрее – хорошо переносят меняющиеся условия среды)

Вернемся к вопросу урока: Почему никто никогда не нашел цветок папоротника?

Ответ на вопрос урока очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Вывод. Эволюционные преимущества папоротников:

имеют сложные листья, выполняющие функции фотосинтеза и спорообразования;

наличие корней;

благодаря разноспоровости, хорошо переносят меняющиеся условия среды;

хорошо развиты ткани – проводящая и основная.

Слово экологам. 

 Значение папоротников

1. Используют в медицине (глистогонное средство).

2. Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.

3. Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.

4. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения . 5. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев.

6. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности.

7. Но можно привести пример и отрицательного влияния папоротников на организмы природных сообществ. Так, самым вредным сорняком среди водных растений является папоротник сальвиния. У сальвинии хорошо развита способность к вегетативному размножению, вследствие чего толщина ее слоя в водоеме достигает порой 25 см, что может привести к гибели растений и животных.

8. В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу, например Ужовник обыкновенный.

  1. Закрепление (выбрать верные суждения).

Выбрать верные суждения:

  1. Стебель (корневище) находится в земле.
  2. Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно.
  3. Тело папоротника состоит только из стебля и корней.
  4. В жизненном цикле папоротника преобладает фаза гаметофита.
  5. Важное условие полового размножения папоротников — наличие воды.
  6. Спорофит – диплоидное растение папоротника.
  7. Заросток – гаплоидный гаметофит.
  8. В жизненном цикле папоротников доминирует спорофит.

6. Домашнее задание: Стр. 61-65,  Составить тест из 5 вопросов по типу а), б), в) по теме папоротники

5. Рефлексия 

 было интересно…

было трудно…

я понял, что…

я приобрел…

я научился…

я смог…

меня удивило…

МБОУ «Школа – интернат №1»

Урок в 7 классе

«Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности»

                                        

Подготовила:

                                        учитель биологии

                                        Слукина Н. В.

Рязань 2016 г.

Конспект урока по биологии на тему «Отдел Папоротниковидные» (7 класс)

Инфоурок › Биология ›Конспекты›Конспект урока по биологии на тему «Отдел Папоротниковидные» (7 класс)

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: 585531

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Презентация по биологии на тему «размножение папоротников» (7класс)

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему «Размножение папоротников» (7класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Размножение папоротников, роль в природе и практическое значение. Разработала: учитель биологии Федоринова Т.И.

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:

« Этот процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» К.Г. Паустовский. « Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней , третьих съедают хищники. Мы срываем саду цветок, каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась».

7 слайд Описание слайда:

Тема урока: Размножение папоротников, роль в природе и практическое значение

8 слайд Описание слайда:

Цель: изучить цикл развития папоротника; сравнить папоротники , плауны , хвощи между собой, находить черты сходства и отличия.

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Как размножаются папоротники?

11 слайд Описание слайда:

Древовидный папоротник

12 слайд Описание слайда:

Лиановидный папоротник.

13 слайд Описание слайда:

Эпифиты ( « оленьи рога»)

14 слайд Описание слайда:

Многолетний травянистый папоротник ( щитовник)

15 слайд Описание слайда:

Плавающие ( сальвиния)

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

Физкультминутка. Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Вниз опустили , кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут , тоже покажем – крылья сложили назад.

18 слайд Описание слайда:

ОТВЕТЫ: 1. ГВЕЖДБА 2. А- 2,Б-1, В-3, Г-3,Д-1 3.ВДЕ 4.В

19 слайд Описание слайда:

Критерии проверки: За каждый правильный ответ -1 балл. «5» — 14-16 баллов, «4» — 11-13 баллов, «3» — 8-10 баллов, «2» — 7 и меньше баллов

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:

синквейны. Уголь. Черный, блестящий, Греет, рассыпается, хранит. Древесина древних папоротников законсервировалась Антрацит Папоротник Влаголюбивый, зеленый Растет, радует, живет Обширная группа травянистых растений. Нефролепис

22 слайд Описание слайда:

Рефлексия

23 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: 1.Стр. 77-80, выучить сорбонки. 2. Дополнительное задание :составить сказку «Путешествие по каменноугольному лесу».

24 слайд Описание слайда:

Спасибо за работу !

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-477713

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Конспект по биологии «Отдел Папоротниковидные» 7 класс

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШОВГЕНОВСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Учебно-методическое занятие

Тема: «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные»

Выполнила:

учитель биологии и химии

Хачемизова Рузана Касимовна

а.Пшизов,

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка

  • Актуальность

  • Цель

  • Задачи

  • Знакомство с новым материалом

  • Закрепление материала

  • Рефлексия

  • Домашнее задание

  • Список литературы

Пояснительная записка. Растение папоротника известно нам еще с дохристианских времен, благодаря легендам и поверьям, празднику Ивана Купала, на который все желающие получить богатство и тайны природы, суперсилу, искали мифический цветок папоротника, который цвел лишь одну ночь своим алым горящим цветом, а иногда уводил искателей вглубь леса и те никогда не возвращались. 

Однако, отойдя от легенд и мифов, нужно изучить биологическое значение папоротника в экосистеме. Как и любое другое растение, либо вид, папоротники являются незаменимой ступенью, которая связывает круговорот в природе. Без него вряд ли бы существовали некоторые виды насекомых, микроорганизмов, разнообразных беспозвоночных животных. Папоротник появился на нашей планете еще в доисторические времена, а сейчас, из-за глобального потепления, жизнь некоторых видов в разных эко условиях может неестественным путем прерваться. Мы называем лишь леса – легкими планеты, но папоротники, как и любые другие растения, принимают участие в выработке кислорода. И давайте задумаемся, что произойдет с балансом на Земле, если папоротники, как воздухо образующие элементы, которые к тому же, кормят некоторые виды и являются местом обитания других, исчезнут.

Также папоротники входят в список тех растений, которые при перегнивании, делают почву плодородной и могут служить в таком случае веществом для удобрения. Поскольку папоротниковые виды содержат много азота, они являются незаменимы в сельском хозяйстве, формировании почв и субстратов для садовых растений, образовывают торф, который потом используется во многих отраслях.

Актуальность. Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.

Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.

На данный момент многие виды папоротников занесены в Красную книгу вымирающих растений.

Тема урока: «Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные».

Цель: ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.

Задачи:

образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии

папоротникообразных;

— выявить усложнения их организации в ходе эволюции;

— проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать

выводы;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения

занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал обучающихся.

Воспитательные:

— формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового

общения;

— воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала

Работа с классом у доски по таблицам:

Строение мха кукушкина льна и сфагнума (сходство и различия)

Размножение мха кукушкина льна

3. Знакомство с новым материалом.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится со споровыми растениями, и чтобы понять о каких растения пойдет речь на уроке, вашему вниманию предлагаются ребусы, отгадав которые мы сможем сформулировать тему нашего занятия.

Слайд 2. “Ребусы” (Папоротник, плаун, хвощ).

Слайд 3Тема урока: Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности.

Слайд 4. Цель урока: Познакомиться с высшими споровыми растениями, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.

Слайды 5 — 6

Герой повести Николая Гоголя “Вечер накануне Ивана Купала” Петро — увидел цветение папоротника.

“Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется, и становиться все больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся пред его очами, словно пламя, осветив и другие около себя.

“Теперь пора!” – подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к цветку, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках”. [Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала.]

Множество легенд сложено о “цветке папоротника”. Растение это казалось загадочным, потому что никто никогда не видел его цветков. А раз их трудно найти, думали люди, значит, этим цветкам присущи какие-то чудесные свойства. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается в глухую ночь, под удары грома и молнии. Считалось, что кому удастся сорвать этот цветок, – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Потому как этот цветок – волшебная трава, а охраняет его нечистая сила, добыть его трудно. А цветет папоротник будто бы единственный раз в году – в ночь на 7 июля, накануне древнего языческого праздника Ивана Купала.

Слайд 7. Проблема:

Почему же так и не посчастливилось ботаникам найти чудесный цветок папоротника?

(Учащиеся самостоятельно пытаются ответь на поставленный вопрос)

Ответ на этот вопрос очень простой. Папоротник размножается спорами, а для образования спор цветок не нужен.

Общая характеристика отдела.

Папоротниковидные — растения древние, появились на земле около 400 млн., лет назад. Произошли папоротники от потомков псилофитов.

Слайд 8Псилофиты древнейшие наземные растения, населявшие пограничную зону между водой и сушей.

В настоящее время известно более 10 000 видов растений из этого отдела. Произрастают папоротники повсеместно – на суше, в водоемах, на скалах, но самое их большое разнообразие — там, где тепло и сыро: тропики и субтропики.

В настоящее время папоротниковидные сохранились в основном в виде травянистых растений. Древовидные папоротники произрастают в небольшом количестве только в тропиках. Очень немногие представители этого отдела являются водными растениями.

Среди современных папоротниковидных встречаются как “гиганты” (иногда достигающих высоты 25 м, а диаметра ствола 50 см), так и “лилипуты” растеньица длиной всего лишь в несколько миллиметров.

Слайд 9.

Самым большим их ныне живущих папоротников считается древовидный папоротник из Новой Зеландии. Отдельные представители достигают высоты 24 метра и имеют листья длинной 5 м.

Самым маленьким папоротником считается хецистортерис пумила, обитающий в Центральной Америке и водный папоротник — азолла, обитающий в Северной Америке. (Длина листьев достигает 12 мм.)

Самым вредным среди водных растений является папоротник сальвиния, найденный в Африке. Он был обнаружен в водохранилище Кариба в мае 1959 г. За 11 месяцев он буквально “задушил” водохранилище, распространившись на площади в 199 км.

Слайд 10. Строение папоротника.

И я приглашаю к доске 1 группу экспертов-ботаников, которые объяснят нам строение папоротника на примере Щитовника мужского.

Ученики-эксперты. У папоротника есть подземный видоизмененный побег – корневище. От него вверх отходят листья, а вниз – придаточные или дополнительные корни.

Часто на корнях образуются выводковые почки, обеспечивающие вегетативное размножение растения.

У большинства папоротников лист растет как стебель – верхушкой. Он улиткообразно закручен и называется вайя (т.е. «веер»). Лист состоит из черешка и листовых пластинок. Лист является одновременно фотосинтезирующим и спороносящим органом.

На нижней стороне листовой пластинки развиваются спорангии, которые собраны в сорусы.

Слайд 11. Размножение папоротника.

Бесполое поколение (спорофит) представляет собой многолетнее листостебельное растение, на нижней стороне листа находятся маленькие коричневые мешочки сорусы, в которых созревают споры.

Споры, попадая в благоприятные условия, прорастают в маленькую пластинку – заросток (который представляет половое поколение — гаметофит). На заростке образуются мужские половые органы антеридии и женские половые органы архегонии. Заросток имеет ризоиды, с помощью которых прикрепляется к почве. После оплодотворения из зиготы на заростке появляется маленький побег, который со временем разрастается во взрослое растение.

Слайд 12. Значение папоротников

Я приглашаю 2 группу. Эксперты-медики. Отвары корневищ и настойки некоторых папоротников применяют в медицине как болеутоляющие, противовоспалительные, противоглистные средства, для лечения легочных заболеваний, рахита, желудочных расстройств. В Японии и Китае: используют в пищу, добывают крахмал. Среда обитания и пища для животных.

Так же происходит размножение у хвощей и плаунов. Как и папоротники, они имеют стебли, листья, корни и размножаются спорами. Нередко все эти растения – папоротники, хвощи и плауны – объединяют под общим названием папоротникообразные.

Слайд 13-14.

Я приглашаю 3 группу. Отдел Хвощевидные (Общая характеристика отдела)

Из отдела Хвощевидные до настоящего времени дожил один род – Хвощ, объединяющий всего около 25 видов. Хвощи – многолетние травы, растущие на лугах, в лесах, на полях. Летние зеленые растения хвоща полевого напоминают зеленые елочки. Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах. От узлов отходят мутовчато расположенные боковые побеги с мелкими чешуйчатыми листьями. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены спороносные колоски.

Слайд 15.

Я приглашаю 4 группу. Отделы Плауновидные (Общая характеристика отдела)

Плауны – травы сосновых лесов. У них длинный, ветвящийся, ползучий побег, покрытый мелкими листьями. От побега отходят придаточные корни. Летом у плаунов развиваются спороносные колоски со спорами. Плауны – редкие растения, нуждающиеся в охране.

Слайд 16. Виды плаунов.

Слайд 17. Очень хорошо. Мы с вами разобрали папоротникообразных. Мы изучили их очень хорошо. Давайте теперь отгадаем загадки.

А)

Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!

Ответ: плаун.

Б)

Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!

 Ответ: хвощ.

В)

Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!

 Ответ: папоротник

Слайд 18. 4. Закрепление материала

Проведем закрепление материала (фронтальный опрос).

1. Какие корни развиваются у папоротников? (придаточные и боковые),

2. Как называется половое поколение у папоротников? (гаметофит),

3. Как называются листья папоротников? (вайи),

4. Что располагается на вайях? (с нижней стороны листа расположены скопления спорангиев — сорусы).

  1. Как называется бесполое поколение папоротника? (спорофит),

  2. Почему у папоротника нет цветка? (потому что он размножается спорами),

  3. От кого произошли папоротники? (от псилофитов),

  4. Назовите самый маленький папоротник (азолла),

  5. Назовите самый вредный папоротник (сальвиния),

  6. Как называется коричневые мешочки у папоротника? (сорусы).

Кластер.

Споровые растения

Спорофит,

Гаметофит

Высшие растения

Спора



Сорусы

Папоротникообразные


Отдел: Папоротниковидные

Отдел: Хвощевидные

Отдел: Плауновидные

Слайд 19. Рефлексия.

Слайд 20.

5. Домашнее задание:

  1. Составить кроссворд с ключевым словом «ПАПОРОТНИК»

  2. Написать мини-сочинение «Путешествие в лес каменноугольного периода», используя сказочный сюжет и биологические термины.

  3. Изучить параграф учебника, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Слайд 21. Выразите свое отношение к нашему уроку в тетради смайликом.

Слайд 22.

6. Список литературы.

1. Мир Энциклопедий “Аванта+” http://murzim.ru/nauka/biologiya/9004-paporotniki.html.

2. Рохлов В.С., и др. Занимательная ботаника: книга для уч-ся, учителей и родителей / А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2002. – 432 с. : ил. (Занимательные уроки)

3. «Энциклопедия для детей: биология». М.: «Аванта +», 1994г.

4. Пономарева, И.Н. и др. Биология : 6 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономарева. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.: ил.

5. Николай Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала.

рабочих листов по естествознанию для 7-х классов | Естественные науки для 7 класса

(-12: 00) Международная линия перемены дат (-11: 00) Остров Мидуэй, Самоа (-10: 00) Гавайи (-09: 00) Аляска (-08: 00) Тихоокеанское время (США и Канада) (-07 : 00) Горное время (США и Канада) (- 07:00) Аризона (-06: 00) Центральное время (США и Канада), Гвадалахара, Мехико (-06: 00) Центральная Америка, Саскачеван (-05: 00 ) Восточное время (США и Канада) (- 05:00) Индиана, Богота, Лима, Кито, Рио-Бранко (-04: 00) Атлантическое время (Канада), Манаус, Сантьяго (-04: 00) Каракас, Ла-Пас ( -03: 30) Ньюфаундленд (-03: 00) Гренландия, Бразилиа, Монтевидео (-03: 00) Буэнос-Айрес, Джорджтаун (-02: 00) Средняя Атлантика (-01: 00) Азорские острова (-01: 00) Мыс Verde Is.(00:00) Касабланка, Монровия, Рейкьявик (00:00) GMT: Дублин, Эдинбург, Лиссабон, Лондон (+01: 00) Амстердам, Берлин, Рим, Вена, Прага, Брюссель (+01: 00) Западная Центральная Африка (+02: 00) Амман, Афины, Стамбул, Бейрут, Каир, Иерусалим (+02: 00) Хараре, Претория (+03: 00) Багдад, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград (+03: 00) Кувейт, Эр-Рияд , Найроби, Тбилиси (+03: 30) Тегеран (+04: 00) Абу-Дади, Маскат (+04: 00) Баку, Ереван (+04: 30) Кабул (+05: 00) Екатеринбург (+05: 00) Исламабад, Карачи, Ташкент (+05: 30) Ченнаи, Калькутта, Мумбаи, Нью-Дели, Шри-Джаяварденепура (+05: 45) Катманду (+06: 00) Астана, Дакка (+06: 00) Алматы, Ноносибирск (+06 : 30) Янгон (Рангун) (+ 07:00) Красноярск (+07: 00) Бангкок, Ханой, Джакарта (+08: 00) Пекин, Гонконг, Сингапур, Тайбэй (+08: 00) Иркутск, Улан-Батор, Перт (+09: 00) Якутск (+09: 00) Сеул, Осака, Саппоро, Токио (+09: 30) Дарвин (+09: 30) Аделаида (+10: 00) Брисбен, Гуам, Порт-Морсби (+10 : 00) Канберра, Мельбурн, Сидней, Хобарт, Владивосток (+11: 00) Магадан, Соломоновы острова., Новая Каледония (+12: 00) Окленд, Веллингтон (+12: 00) Фиджи, Камчатка, о. Маршалл (+ 13:00) Нукуалофа

.

Учебников для 7 классов | Бесплатные детские книги

Бесплатные детские книги

Меню

  • книг
  • блог
  • Около
  • подробнее

Меню

  • Publisher
    • African Story Book
    • BookDash
    • CK-12 Foundation
    • Core Knowledge Foundation
    • English Banana
    • Free Kids Books
    • Hello English
    • Michigan
    • Открытая книга проекта
    • NC5 NOAA
    • Открытая школа до н.э.
    • Комната для чтения
    • Сайта
    • Сиявула
    • Storyweaver-Pratham
    • UEN
    • WikiBooks
    • Word Scientists
    • Leave
    • Aditi Sarawagi
    • Adrian Plitzco
    • Aesop
    • Agnes de Bezenac
    • Ahmad Amani
    • Aleyna La Croix
    • Alika Turner
    • Alisha Sadikot
    • Andore
    • Анна Кондис
    • 900 05 Annie Harmon
    • Anushka Ravishankar
    • Arefa Tehsin
    • Arvind Gupta
    • Ashleigh Brown
    • Athanasia Gaitanidou
    • Avinash Deshpande
    • Beatrix Potter
    • Beatrix Potter
    • Fulsty
    • Candice Dingwall
    • Caren Echesa
    • Carmen Saptouw
    • Cheri Heck
    • Clark Ness
    • Cory Doctorow
    • Cristy Zinn
    • Daniel Buchholz
    • Whitvo5 Дэниел Буххольц
    • Дайан Оуэнс
    • Эйрини Дермитзаки
    • Елена Сильва
    • Элени Свороноу
    • Элиза Фави
    • Элизабет Ким
    • Эмма Лэйборн
    • Эрик Дин
    • Эрик Дин
    • Эрик Дин
    • Эрик Дин
    • Улыбка
    • Florence White Williams
    • Fred Strydom
    • Gabe Fankhauser
    • Giovani Valencia
    • Gita V.Редди
    • Ханна Брэдли
    • Ханс Кристиан Андерсен
    • Хелен Брэйн
    • Хелен Келлер
    • Хельга Морено
    • Энрике Комацу
    • Герман Мелвилл
    • Иллихана Кейт Кеннеди
    • 0005 Илхана Кейт Кеннеди
    • Минтер
    • Джеймс Палмер
    • Джанаки Соорияраччи
    • Джанет Киганс
    • Джанин Лазур
    • Джей Шлейфер
    • Джессика Колласо
    • Джим Ян
    • Джозеф Кэмп
    • Джозеф Джо Кемп Джозеф Джо Кемп
    • Джо Кемп
    • Джуди МакЭван
    • Каника G
    • Капитан Уке
    • Карен Росарио
    • Кейт Тенбет
    • Катина Фергюсон
    • Келли Сил
    • Керри Саадиен-Раад
    • 0006
    • Киаста Киаста Кевин Киаста 9000 Кевин Киаст 9000 Кевин Киаста
    • л Арри Баум
    • Льюис Кэрролл
    • Лизл Джобсон
    • Лоури Пей
    • Лулл Менгеша
    • Магда Ольшавска
    • Мэгги Аллен
    • Мала Кумар
    • 0005 Маниша
    • Марки Чаудхри
    • Маршаланд Чаудхри
    • Мэтт Райан
    • Мелисса Фаган
    • Менака Раман
    • Майкл А.Джонс
    • Мишель Фрай
    • Майк Белгрейв
    • Мини Шринивасан
    • Моза-Махлаба
    • Горчичное семя
    • N Миранда
    • Набанита Дешмухау
    • Наташа Нейма Альтеричи
    • Наташа Нейма 6
    • Никола Хокинс
    • Никола Рийсдейк
    • Нимрет Ханда
    • Нина Оранж
    • Нони
    • Огнен Ливада
    • P.Дж. Леонард
    • Падмапарна Гош
    • Парижмита
    • Пол Бэнкс
    • Пол Чой
    • Пол Кеннеди
    • Пайал Дхар
    • Пиксель
    • Питер Уиттакер
    • PJ0005
    • PJ
    • Пайлберс
    • Пайгам Рэйчел Гольдштейн
    • Радхика Бапат
    • Раджив Эйпе
    • Рамендра Кумар
    • Расана Атрея
    • Ребекка Билавски
    • Ребекка Вестберг
    • 000 Рообин-Хилл
    • 0005000500050005 Робин-Хилл
    • 000 Роудмайн
    • 000 Рообин-Хилл
    • 000 Роудмайн
    • 000 Роудмани Безенак
    • Салли Хасс
    • Сэм Уилсон
    • Саманта Катлер
    • Санджив Джайсвал
    • Сара-Джейн Уильямс
    • Сарат Таллури Рао
    • Николай Сарбаст Брайан
    • Седжал
    • Седжал Мехта
    • Седжал Мехта
    • ю. Ривидхья Венкат
    • Стефани Велдемири
    • Стюарт Баум
    • Суджата Падманабхан
    • Суканья Синха
    • Сукхада Рахалкар
    • Сурадж Дж Менон
    • Сусан
    • Сусан
    • Ганн 9000 Дженомб
    • Сусан
    • Ганн 9000 Мун
    • Урсула Нафула
    • Ваня Зогович
    • Верлин Тарлтон
    • Вилим Ливада
    • Вирджиния Хрисулаки
    • Венди Р. Дэвис
    • Ян Ли
    • Зеня Клоузия 9005 K
    • 1–3 классы
    • 4–6 классы
    • 7+ классы
    • Закрыть
  • Иностранный язык
    • Фарси
    • Французский
    • Немецкий
    • Хинди Истории
    • Испанский
    • Испанский
    • Закрыть
    • Возрастная группа
      • Возраст 2-5 лет
      • Возраст 6 -9 лет
      • Возраст 10-13 лет
      • Возраст 13+
      • Close
    • ESL English Level
      • Начальный английский
      • Средний уровень английского
      • Свободно английский
      • Close
        • Деятельность и ремесла
        • Приключения
        • Аллитерация
        • Алфавит
        • Животные
          • птицы
          • Кошки
          • Собаки
          • Динозавры
          • Драконы
          • Слоны
          • 00050006
          • Мыши
          • 0006 Мыши и кролики
          • Закрыть
        • Рассказы на ночь
          • От 10 до 15 минут сказок на ночь
          • 20 минут + Рассказы на ночь
          • Закрыть
        • Поведение
        • Биография
        • День рождения
        • Книги для отличия
        • День рождения
        • Книги для отличия
        • Закрыть
      • Издевательства
      • Карьера
      • Классические книги
      • Раскраски
        • Раскраски для взрослых и молодых людей
        • Закрыть
      • Цветов
      • комиксов
      • Сохранение культуры и
      • Кулинарная книга Различия
      • Dyslexic Font
      • Early Reader
      • Выбор редактора
      • Emotions
      • English Stories
      • Fable
      • fairytale
      • Family
      • Files Works
        • English
        • Close6
        • Фантазия
        • Дружба
        • Фрукты и овощи
        • Цветы
        • Игры и развлечения
        • География и путешествия
        • Здоровье
        • История
        • Праздники и фестивали
        • Юмор
        • Воображение
        • Насекомые
        • Вдохновляющие
        • Математика
        • Деньги
        • Монстры
        • Мораль
        • Музыка
        • Природа
        • Нехудожественная литература
        • Детские стихи
        • Школьные задания
        • Школьные задания
        • Школьные задания
        • Экзамены
        • Школьные учебники
        • Наука
          • Космос
          • Тело
          • Закрыть
        • научная фантастика
        • Времена года
        • Пойте вместе
        • Испанский
        • Духовные коллекции
        • 9000ros50005 Spiritual Collections 9000ros6 Story Транспорт
        • Значения
        • Без слов
        • Закрыть
      • Все
        • Все книги FKB
        • Блог
          • Биографии авторов
          • Ресурсы для авторов
          • Соревнования
          • Crafts
          • Бесплатные обучающие игры
          • 6
          • Бесплатные образовательные ресурсы
          • Вакансии в FKB
          • Обучение чтению
          • OER
          • Ресурсы для родителей
          • Рецепты
          • Рекомендуемые книги
          • Закрыть
        • Глава Книги Читать в Интернете
        • Книги для детей Классические истории
        • Иллюстратор
          • Дэн Райан
          • Аджит Нараян
          • Элис Фиган
          • Аман Рандхава
          • Эми Уззелл
          • Анджела Ли
          • Энджи и Упеш
          • Анупама Аджинкья
          • 0005000500050005 Devoleste
          • Devoleste
          • 0006
          • Devoleste Хефке
          • Deepa Nath
          • Della Burford
          • Delwyn Remedios
          • Deval Maniar
          • Dick Rink
          • Dragica Herceg
          • Elsabé Milandri
          • Hari Kumar
          • Jenessn Jaccine
          • Ведепох l
          • Джесси Брейтенбах
          • Джоанна Мендес
          • Джоанна Пасек
          • Карен Лилье
          • Карл Урбан
          • Карлиен де Вильерс
          • Кавери Гопалакришнан
          • Лоурен Гопалакришнан
          • Лаурен Нелинья
          • Мадхуванти Анантараджан
          • Марике ле Ру
          • Марина Мояри
          • Мэри-Энн Хэмптон
          • Майя Маршак
          • Мегха Вишванат
          • Майкл Тимбиос
          • Мишти Шах
          • 9000 Мишти Шах
          • Мишти Шах
        .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *