Мощи ал невского: Где на самом деле обретаются мощи Александра Невского
Где на самом деле обретаются мощи Александра Невского
12 сентября Русская православная церковь отмечает день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Этот праздник – возрождение исторической даты, установленной еще XVIII веке. Все российские императоры поддерживали это ежегодное событие, прервавшееся лишь в советское время. Считается, что святыня, перенесенная в Санкт-Петербург Петром I, была символически заложена в основание молодой столицы. Но история перенесения мощей Александра Невского в город на Неве стала еще одной вехой в драматической судьбе его останков. И исследователи ее все больше утверждаются во мнении, что мы их безвозвратно потеряли. Давайте проследим посмертный путь святого князя.
Фото: neizvestniy-geniy.ru
Обретение святости
Во время своей четвертой поездки в Орду Александр Невский заболел и на возвратном пути слег. Приняв схиму под именем Алексия, он 4 ноября 1263 года скончался в Городце Волжском.
Фото: sobory.ru
В Лаврентьевской летописи за 1377 год Александр Невский впервые был назван святым. В 1381-м во Владимире открыты его мощи: «Архиерей великий… самодержца великого раскопавше место, идеше много целебный всесвятыя мощи святаго положены быта, обретоша их нетленны и целы от мног лет… положишь в раце верху земли в церкви Пречистыя Богородицы, в ней же положен бысть прежде».
«Чудеса» в монастыре
23 мая 1491 года Богородице-Рождественский монастырь пострадал от пожара: «В церковь же ту т. е. Рождественскую собрашася (во время пожара) множество иноков и мирских людей со множеством имения, и абие внутрь церкви тоя все выгоре». Но, как утверждает рукописное житие св. Александра Невского, мощи его чудесным образом сохранились в огне. Этот же документ свидетельствует и о других чудесах, происходящих у раки с останками великого князя: исцеления больных, слепых, одержимых. В 1552 году во Владимире останавливался Иван Грозный.
Во время молебна перед мощами святого Александра у приближенного царя Аркадия зажила больная рука.
Мысль о святости князя все больше укреплялась во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя. Когда строительство Александро-Невской лавры в новойй столице только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с его ликом, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии.
Икона святого благоверного князя Александра Невского. Фото: ikonaspas.ru
Путешествие из Владимира в Петербург
В мае 1723 года, будучи в Александро-Невской лавре, Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда». Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Был изготовлен специальный ковчег для раки с мощами. 11 августа 1724 года был днем начала переноса мощей. По этому поводу во всех храмах были совершены службы.
Но сложилось такое впечатление, что Александр Невский не хотел покидать Владимир.
Сооруженный ковчег не проходил в монастырские ворота, поэтому пришлось разбирать стену. Когда ковчег достиг моста через реку Ворша, переправа рухнула. Говорят, что таким образом Александр Невский показал свое отношение к переезду. Но перемещение его все равно продолжилось.
От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга. Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр I. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и 30 августа 1724 года перенес его в Александро-Невский монастырь.
«Перенесение мощей благоверного князя Св. Александра Невского Петром Великим в Петербург». Фото: ru.wikipedia.org
В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа (победоносное звершение Северной войны, длившейся 21 год) во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя.
Советское «житие» мощей
С закрытием в 1922 году Троицкого собора в лавре, была вскрыта рака с мощами князя и было найдено 12 небольших костей разного цвета (значит, от разных мощей). К тому же обнаружились 2 одинаковые кости одной правой ноги. Изъятая серебряная рака была передана в Эрмитаж, где находится по настоящее время, а содержимое ее ушло на хранение в музей истории религии и атеизма, открывшийся в Казанском соборе. Но образ великого князя потребовался и советской власти.
Вскрытие мощей Александра Невского, май 1922 года. Фото: smolbattle.ru
В 1938 году вышел фильм режиссера Сергея Эйзенштейна и сценариста Петра Павленко «Александр Невский». Его создатели получили Сталинские премии. Сам вождь в своей речи 3 июля 1941 года назвал Невского одним из героев русской истории. На следующий год был учрежден новый советский военный орден Святого Александра Невского, который за годы войны получили 42 тысячи командиров Красной Армии. Во вновь открывшемся Троицком соборе в 1943 году было устроено украшенное красными знаменами место для богослужений в память о Невском. А 3 июня 1989 года мощи (или что там осталось) святого Александра Невского возвратились в собор.
Во Владимире же «рака с частицей мощей» вместе с другим имуществом была перевезена в Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Афанасий (Сахаров). 2 октября 1923 года она была перенесена в Успенский собор, принадлежавший с июля 1923-го до апреля 1927 года обновленцам. В настоящее время частица мощей святого Александра Невского из нее пребывает в Успенском соборе, в золоченой раке на северной стороне центрального нефа. Но чьи на самом деле эти останки – одному богу известно!
Рака с частицей мощей Александра Невского в Успенском соборе. Фото: lubovbezusl.ru
12 сентября — перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Благоверный великий князь Александр Невский
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Руси. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переяславле-Залесском) было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. К молитвам святого князя русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).
Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
Молитвы
Тропарь благоверного князя Александра Невского, глас 4
Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.
Кондак благоверного князя Александра Невского, глас 4
Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.
Молитва святому благоверному Александру Невскому
Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
12 сентября — Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переяславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав по просьбе новгородцев стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.
Благоверный великий князь Александр Невский
Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.
Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Руси. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.
Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.
Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом Ярославом выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.
В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переяславле-Залесском) было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой.
Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г.
К молитвам святого князя полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).
Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
Молитвы
Тропарь благоверному князю Александру Невскому, в схиме Алексию, глас 4
«Невского перепутали с сыном». Правда о мощах великого князя — История России
12 сентября Русская православная церковь отмечала большой праздник – день перенесения мощей великого князя Александра Невского.
У этих мощей довольно интересная история. Александр Ярославич скончался от болезни 14 ноября 1263 года в Городце, когда возвращался на Русь из Орды. После смерти тело князя перевезли во Владимир, а уже в 1724 году по приказу Пётр I» href=»https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_I»>Петра I мощи благоверного князя были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.
Это произошло вскоре после заключения Ништадтского мира между Россией и Швецией, который положил конец Северной войне, начатой Петром еще в 1700 году. Вполне понятно, почему император захотел почтить память великого князя: ведь Невский знаменит своей победой над шведским войском в 1240 году.
Это то, о чем известно большинству. Однако немногие знают, что мощи князя сильно пострадали при пожаре, главный проспект Петербурга назвали в его честь, а не в честь Невы, Александро-Невскую лавру построили благодаря путанице Невского с его сыном, а в эпоху СССР считалось, что в гробнице князя вообще нет его мощей, а вместо них хранятся кости разных людей. Об этом и многом другом «Истории.РФ» рассказал насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен (Шевченко).
«Крестный ход из 100 тысяч человек»
– Отец Пимен, здравствуйте и с праздником! Расскажите, как отмечают православные день перенесения мощей князя в Петербург?
– Обычно ко дню торжества перенесения мощей благоверного князя Александра Невского у нас всегда приурочен фестиваль колокольных звонов, он прошел у нас накануне, в воскресенье. Он всегда проходит в воскресный день для удобства людей, и в том числе для звонарей, которые приезжают со всех регионов страны. В сам день праздника совершается праздничная литургия: и в Троицком соборе Александро-Невской лавры, и в Казанском соборе – сегодня божественную литургию здесь возглавил митрополит Варсонофий в сослужении сонма архиереев и духовенства. Оттуда уже идет крестный ход, и проходит торжественный молебен на площади Александра Невского.
– Сколько человек приняли участие в крестном ходе в этом году?
– Сегодня владыка-наместник на обеде сообщил (ему поступили сведения из МВД), что [на крестный ход пришло] порядка 100 тысяч человек. Конечно, это радостно, что есть люди, которые приходят и в рабочий день посещают это молитвенное шествие.
– Это правда, что крестный ход долгое время не проводился из-за запрета советского руководства и стал вновь проводиться совсем недавно?
– Да, эта традиция у нас возобновилась пять лет назад. Она была как раз приурочена к 300-летию Александро-Невской лавры, и с этого года мы уже ежегодно в день памяти Александра Невского идем по улице, по главной артерии нашего города, которая, кстати, ведь и была названа в честь благоверного князя. Петр I именно в 1724 году переименовал Монастырский тракт в Невский проспект – в честь Невского. А уже при Екатерине II, когда он был объединен с центральной перспективой, Невский проспект получил свое продолжение до Адмиралтейства. Таким образом, Невский проспект имеет свое название от благоверного князя, а не от Невы. Кроме того, в этом крестном ходе встречаются две самые важные святыни, которые Петр I положил в основание этого города: это Казанская икона Божией Матери и мощи Александра Невского. Эти два покровителя встречались и продолжают встречаться сейчас на площади Александра Невского, пройдя, по сути, через весь исторический Санкт-Петербург.
«Благодарность за отмену крепостничества»
– День перенесения мощей князя является не только церковным, но еще и государственным праздником. Когда он приобрел всероссийское значение?
– Действительно, со времен Елизаветы Петровны день перенесения мощей Александра Невского стал государственным, а тем более после вступления в должность императора Александра I этот праздник превратился во всероссийское торжество. Считалось, что это государев день, и по всем храмам служили молебны. Очень ярко этот праздник стал отмечаться после того, как императором Александром II был подписан указ об отмене крепостного права. По многим уголкам России в благодарность Богу за отмену крепостного права люди писали иконы Александра Невского. В то время появляется образ Александра Невского, который держит в руке хоругвь – это была некая благодарность императору Александру. Когда писали иконы его небесного покровителя, на многих из них даже были дарственные надписи – благоверному князю Александру Невскому за его военные подвиги и императору Александру II. Многие храмы в России стали освящать как раз в честь Александра Невского. Было две волны: первая – после отмены крепостного права, когда в России стали строить много часовен и храмов в честь Александра Невского, освящать приделы, и вторая волна – уже после убийства императора, когда также многие храмы стали освящать в честь благоверного князя.
– Почему Петр I решил перевезти мощи Невского в Северную столицу? Он почитал князя, поскольку тот, как и сам Петр, одержал славную победу над шведами?
– Вы знаете, один из историков указывает, что еще в 1703 году Петр I осматривал территорию будущего [Александро-Невского] монастыря и у него уже тогда появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его останки. Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое – это, конечно, победа на Неве. Но, как мы знаем, она произошла не здесь, не в устье Черной речки и Невы, где располагается сейчас Александро-Невская лавра. Было также еще одно событие. Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве, неподалеку отсюда. Скорее всего, два этих события сплелись в сознании народа, и местные жители указывали, что это именно то самое место, где Александр Невский одержал победу. Хотя, я думаю, Петр знал истинное место в Усть-Ижоре, но, так или иначе, так как место было связано с именем Александра Невского через его сына, то и было решено именно здесь устроить монастырь и перенести сюда мощи благоверного князя.
– Историки и богословы пишут, что мощи Невского «были открыты» в 1380 году накануне Куликовской битвы. Что это значит? До этого их никто не видел?
– Дело в том, что князь Александр Невский был похоронен в усыпальнице одного из храмов Рождественского монастыря во Владимире, и многие почитали и знали его. А вот поводом для такого общероссийского почитания стала как раз Куликовская битва. Невский был явлен для многих людей как некий предстатель, молитвенник за Россию. То есть были открыты даже не мощи, а сам Александр Невский. Впервые громко прозвучало его имя как святого.
«Советские слухи о “не тех” мощах»
– Что было с мощами князя, пока они находились во Владимире?
– Мощи долгое время находились под спудом, то есть были в земле: делалась каменная гробница, туда опускался гроб, сверху ставилась каменная плита. Потом храм горел. Уже после пожара мощи были подняты на поверхность и обрели привычный нам вид, когда они находятся не в земле, а в раке.
– Мощи пострадали при пожаре?
– Очень сильно пострадали. Петр I уже привез мощи [в Петербург] в относительно небольшом ковчеге – это уже то, что от мощей осталось. Есть их описание – правда, очень своеобразное. Когда в 1922 году было изъятие церковных ценностей и большевики вскрывали мощи Александра Невского, были даже некоторые врачи, которые составили акт, где говорилось, что там отнюдь не мощи, а 12 костей от разных людей и тому подобное. Но нужно понять, что эпоха диктовала свои условия, и необходимо было всеми силами принизить важность Александра Невского. В этот момент шла очень обширная дискуссия по поводу здания Александро-Невской лавры, и, безусловно, унизив останки Александра Невского, можно было внести долю сомнения и раскола в православное общество. Поэтому, когда уже в 1989 году мощи были обнаружены в запасниках нынешнего Казанского собора (тогда Музея истории религии и атеизма), они были вскрыты и освидетельствованы, и никаких подобных высказываний со стороны тех специалистов, которые там присутствовали, не было.
– Значит, можно сказать, что мощи Невского не утратили своего значения?
– Ведь мы говорим о том, что мощи – это останки святого человека. Вне зависимости от того, нетленное ли это тело или кости, мы все равно признаем это мощами. К примеру, привозили мощи святителя Николая – это часть мощей, но мы все равно называем их «мощи». Это то, через что мы соприкасаемся с той благодатью, которую стяжал святой в своей жизни на протяжении лет пребывания на земле.
Под покровительством святого Александра Невского
6 декабря Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Имя Александр также уже давно входит в тройку самым популярных имен для мальчиков. «Правмир» попросил рассказать священников-именинников о своем святом покровителе.
Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора.
— Как можно относиться к святому, имя которого я ношу и молюсь ему каждый день? Конечно я счастлив, что в свое время мои родители, еще не задумываясь ни о святости, ни о духовности, дали мне это имя. Я принял крещение довольно поздно, уже в сознательном возрасте, и поэтому хорошо знал кто этот святой, имя которого мне дал протоиерей Валериан Кречетов, когда меня крестил.
Иногда, когда люди следуют традиции называть детей по святцам – в какой день ребенок родился именем святого этого дня его и называют — часто святому покровителю даже сложно найти молитву, тем более узнать как он жил, чем прославился. Безвестных святых у Бога много, но конечно всегда хочется иметь для себя пример жизни святого, чтобы иметь возможность подражать ему. Поэтому я очень рад, что у меня есть такой святой, которому я могу молиться, подражать, и который действительно оставил яркий след не только в истории моего отечества, но и в истории нашей Церкви.
Прежде всего, мне дорога внутренняя мудрость Александра Невского в сочетании с его твердой верой. Какие-то личные амбиции у этого святого всегда были на втором плане. В первую очередь, ему были важны интересы государства, интересы народа, за который он нес ответственность.
Будущий святой жил в очень непростое время. Но его мудрость проявилась как в ближайшем будущем, в жизни его наследников, в частности князя Даниила Московского, который продолжил воплощать то, что завещал его отец, так и в нашем будущем, так как все мы сегодня наследники мощного государства, благодаря политике князя Александра Невского.
Сегодня иногда, к сожалению, ведутся разговоры о том, что князь был недальновидным и амбициозным правителем, так как объединяя государство, создавал империю — если бы он пошел по другому пути, мы бы имели несколько десятков маленьких государств по типу европейских, жили бы счастливо, богато, как в Европе… Конечно, большой страной тяжело управлять, но в том, что мы имеем, я думаю, есть промысел Божий. Легко обособиться, не ссориться с соседями, жить своей жизнью, а вот управлять большим государством, лелеять заботу, в первую очередь, о распространении веры Христовой, о просвещении народов, объединять людей и создавать крепкое, сильное государство – непросто и требует особого мужества.
Александр Невский был мудрым правителем и, конечно, настоящим мужчиной. Сегодня мужчины обмельчали, а он сочетал в себе и мудрость правителя, и твердость мужского характера, и крепость веры, чего сегодняшним мужчинам очень не хватает. Он прожил очень короткую жизнь, но очень многое сумел сделать. Сейчас продолжительность жизни человека увеличивается, но мы не успеваем совершить и малой толики того, что люди подобные святому князю делали за два-три десятилетия.
Когда я бываю в Петербурге, я всегда заезжаю в Александро-Невскую Лавру, где находится главная святыня города – частица мощей благоверного князя, перенесенная Петром I в Петербург. Святые мощи Александра Невского находятся в хранилище Музея Московского Кремля. Я видел этот большой ковчег, откуда отделялись мощи для переноса в Петербург, и думаю, мы ещё обретем эту святыню для всенародного поклонения. Так что две столицы нашей родины основывались и стоят поныне молитвами и небесным заступничеством святого Александра Невского.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в бывшего Скорбященского монастыря.
— Как известно, имя Александр переводится как «защитник людей». И святой благоверный князь Александр Невский полностью свое имя оправдал. Мы привыкли не задумываясь смотреть на современную карту России — территория огромная, кто может нам что-то плохое сделать? А в ХIII веке, на небольшой территории современной европейской части страны были только сравнительно небольшие княжества — Киевское, Новгородское, Владимиро-Суздальская Русь и другие. А на Востоке лежала огромная степь, где жили агрессивные, энергичные и могущественные народы. И в летописях и былинах, которые сегодня совершенно вышли из употребления, сохранились в поэтической, образной форме рассказы о том, какими страшными были вторжения этих народов, каким жутким был этот ураган, который обрушился на нашу страну.
Александр Невский жил именно в это страшное и казалось бы, безотрадное время: с одной стороны – бескрайняя степь, могущественная орда, с другой – Запад, который хотел навязать нашему отечеству католицизм, воспользовавшись ослаблением Руси. Этот натиск и с Востока, и с Запада Александр Невский должен был принять и остановить. И с этой задачей он справился потрясающе, явив высочайший пример служения своему народу.
Если с Золотой Ордой князь Александр пытался договариваться, чтобы преждевременно не вступать в вооруженный конфликт, то с Западом он вступил в самую непримиримую борьбу и одержал в ней победу. История показала нам ясный пример, что было бы с нами, если бы святой благоверный князь Александр пошел не по тому пути — современник Александра Невского князь Даниил Галицкий пошел на соглашение с католичеством в надежде, что его поддержат в борьбе с татарами, и Галицкая Русь исчезла, став частью католической Польши. Поэтому мы всегда должны быть благодарны святому благоверному великому князю за его мудрость и труд.
Важно отметить, что в ту эпоху князем был тот, кто мог принять на себя наибольшую ответственность и наибольшую опасность. Александр Невский лично участвовал в битвах, в рукопашных схватках и выходил победителем в поединках с такими же доблестными витязями, как он сам. Он прославился и как полководец, и как дипломат, и как политик.
У нас со временем сложилось несколько искаженное представление о том, кто такой аристократ. Раньше аристократами были те вожди, которые своей головой отвечали за победы или поражения народа. И так было на протяжении многих столетий. А со временем, особенно к XIX веку, когда жизнь стала более мирной, аристократами начали становиться по наследству. К обыкновенному человеку, который, предположим, служил на государственной службе, было особое отношение только потому, что у него великие предки. Но какое отношение сынок имеет к доблести отца, если он не в состоянии даже и близко приблизиться к тем славным деяниям, которые совершал его предок? Впоследствии, одной из причин потрясений, которые произошли с нашим государством, явилась эта утрата первоначального значения аристократии.
Александр Невский в полном смысле слова аристократ — благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью — стяжание Царствия Небесного.
Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю — Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить — вот есть враг, его нужно отбить.
Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда.
Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем. Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное. От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня.
Великая Дивеевская Тайна. О мощах св. благ. кн. Александра Невского — Великая Дивеевская Тайна
О МОЩАХ СВ. БЛАГ. КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Отрывок из книги «Святые мощи» (2007, Сатисъ). Из дневников секретаря Петербургского религиозно-философского общества Сергея Платоновича Каблукова., в 1917 году участвовавшего в ревизии Александро-Невской Лавры:
Летом 1917 года, ввиду немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому, епископу Серафиму и епископу Прокопию произвести вскрытие раки с мощами Св. Александра Невского и освидетельствовать останки на случай их срочной эвакуации. Со слов владыки Серафима СП. Каблуковым записано следующее: «По совершении краткого молитвословия святому Ал. Н., в 7 ч. 15 м. приступлено было к открытию раки: сперва отвинтили позолоченную бахрому, обрамляющую живописное изображение князя, находившееся на крышке раки, затем отвинтили же серебряные пластины, окружающие эту крышку. По удалении бахромы и пластин обнаружилось, что крышка раки прикреплена к последней на двух шарнирах на левой от входа в собор стороне ея. Имеющийся с другой стороны замок с петлей затем был легко открыт одним поворотом ключа, хранящегося в ризнице Лавры, и крышка с изображением и стеклом была приподнята и укреплена так, что образовала почти прямой двугранный угол с горизонтальной плоскостью.
Боязнь повредить живописное изображение заставила отказаться от мысли снять стекло, которое удерживалось металлическим венцом в головах изображения. По поднятии крышки раки оказалось, что в раке заключается открытый кипарисовый гроб очень большого размера и большой глубины. За крышкой были сняты один за другим три покрова, из коих два верхних оказались довольно простыми шелковыми, третий же, нижний, облекавший самые мощи, оказался дорогим, с шитым изображением князя. По удалении этого последнего покрова, увидели человеческую фигуру — целую, в монашеском одеянии схимника, со странно выпяченной грудью. Казалось т.о., что тело оказалось сохранным.
Удаление схимы и ближайший осмотр, подробно проведенный одним еп. Серафимом при явном смущении двух других преосвященных, обнаружил следующее: вся передняя часть головы и лоб оказались сделанными искусственно и вылепленными из воска, только небольшая верхняя часть — часть черепа подлинно-серого цвета. Грудь и живот оказались тоже искусственными, из ваты, зашитой в шелковые мешки. С прибавлением ваты оказались ноги и руки, т.к. подлинных костей было мало. «Чучело» князя, в которое т.о. были помещены подлинные мощи, именно часть черепа и части костей, рук и ног (и два ребра?) лежало на деревянной настилке, покрытой в несколько рядов тканями, так что ножки гроба оказались очень длинными (это — для удобства несения? — С.К.). На «чучеле» у боков оказался мешочек шелковый: с костями — мелкими в бумажке, с ароматическими веществами в виде порошка в другой. На бумаге с этими мелкими костями есть надпись, указывающая, что мощи были в церкви, подвергшейся пожару, при коем в этой церкви сгорели все деревянные образа».
О результатах освидетельствования было доложено Святейшему Синоду, по решению которого было произведено переоблачение мощей, т.е. были отделены подлинные мощи от инородных предметов. Выяснилось, что чучело было изготовлено во время царствования Петра I людьми, стремившимися скрыть правду о повреждении мощей от пожара. Восковая голова была растоплена и использована в виде «воскомастика», служащего для освящения престолов.
Участники событий выдвинули предложение о повсеместном переосвидетельствовании всех прочих мощей с целью исключить из употребления нелепый и кощунственный обычай «дополнения» мощей до полной фигуры.
4 (17) февраля 1919 года Патриарх Тихон, ввиду начала большевиками кампании по вскрытию мощей, издал указ об устранении поводов к соблазну верующих. «Благочестивое усердие верующих, — говорилось в указе, — окружая их останки благоговейным усердием, соорудило и для таковых честных мощей (речь идет о мощах, сохранившихся лишь в частично нетленном виде. — В.Ц.) драгоценные раки и оправы, иногда по подобию человеческого тела располагая в них в подобающих облачениях кости праведников и другие частицы святых их мощей… Считаю необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), поручаю Вашему Высокопреосвященству с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех тех случаях, когда и где это признано будет вами необходимым и возможным».
Тайные мощи Александра Невского
Россия во все времена порождала героев, которые в темные времена становились ее защитниками. Многие из них известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Один из этих людей — Александр Невский, которого на протяжении многих веков называют «святым» и «великим». Его мощам приписывают чудодейственную силу, и сведения о них сохранились в различных хрониках с XIV века. В некоторых источниках указывается, что на вторые сутки после похорон князя на его могиле люди нашли лекарство от различных недугов.Поэтому распространенная молва еще до официальной канонизации князя провозгласила его святым.
Мощи Александра Невского — одна из самых драгоценных святынь России. Наша статья посвящена этому великому человеку и его деятельности по спасению Руси от захватчиков. Также мы ответим на основные вопросы статьи, где в разные периоды времени находились мощи Александра Невского и насколько они дороги сердцам православных христиан.
Исторический портрет Александра Невского
К сожалению, не каждый школьник сейчас может сказать, что именно Великий князь сделал для России.Поэтому, прежде чем начать говорить о власти Александра Невского, необходимо хотя бы вкратце перечислить его заслуги перед славянами.
Согласно летописям, будущий покровитель России родился в двадцатом году тринадцатого века. Его раннее детство прошло в Переславле-Залесском, Александр уже рос в Новгороде, куда был отправлен на княжение его отец, которого юноша сопровождал во всех военных походах. Это было тяжелое время для России — с одной стороны, село сгорело, а города захватила монгольская орда, а с другой — шведская армия подошла к границам государства.Молодому Александру приходилось защищать родину от иноземных захватчиков.
Летом тысяча двести сорокового года он одержал блестящую победу над шведами на Неве, за что получил свое прозвище, под которым он вошел в историю. Два года шли ожесточенные бои у западных границ государства, и 5 апреля 1242 года Александру Невскому удалось победить рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере. Эта победа окончательно лишила шведов надежды на захват русских земель, а имя молодого князя Александра стало известно далеко за пределами России.
Теперь перед ним стояла другая задача — защитить страну с востока и договориться о сотрудничестве с монголами. Именно с этой миссией военачальник отправился со своим отцом в Орду.
Историки отмечают, что Александр Невский был необычайно прозорливым. Ему удалось договориться с ханом Батыем о мире и даже выступить на его стороне против Монголии. Об отношениях хана и русского князя ходили легенды, в летописях упоминается, что их часто называли братьями.Александру Невскому даже удалось убедить Батыя принять христианство, что еще больше укрепило их отношения и все договоренности между двумя правителями. Князь планировал объединить русские и татарские земли под могучей державой, чтобы противостоять любым угрозам с запада и востока. Но этим мечтам не суждено было сбыться.
Четырнадцатого ноября 1263 года, возвращаясь из Сарая, князь заболел и быстро скончался. Ближайшим городом, куда можно было привезти свое тело, был Владимир.К нему направилась траурная делегация. Однако и после смерти великому защитнику Руси удалось удивить своих подданных и церковных деятелей.
Чудеса святого Александра после смерти
Чтобы добраться до Владимира, потребовалось девять дней, чтобы похоронить прах покойного князя, его приближенных, и здесь начали твориться чудеса, которые стали почвой для дальнейшей канонизации Александра Невского . Удивительно, но за девять дней тело не начало разлагаться. Похороны состоялись 23 ноября в Рождественском монастыре города Владимира.При этом митрополит Кирилл задумал разжать князю пальцы, чтобы вложить в них письмо. Но, к ужасу всех присутствующих, Александр сам протянул руки для духовного наставления и тут же принял бумагу. Священники объявили это чудом и посчитали божественным прославлением.
Буквально через несколько недель на поклон к князю стали приходить простые люди, многие из них молились об исцелении и получали ответ в виде новообретенного здоровья.Слух о чудесах, совершаемых в Рождественском монастыре, быстро распространился по России.
Обретение мощей святого Александра
Более ста лет люди приходили к могиле заступника Русской земли, и однажды одному из монахов пришло видение о необходимости открыть княжеское захоронение. С великими почестями могилу вскрыли и застыли в изумлении — нетленное тело предстало перед собравшимися — реликвия
Перенос мощей святого Александра Невского
Перенос мощей Александра Невского
30 июня 2011 г.
Святой князь Александр Невский (в схиме Алексий) скончался на обратном пути из Орды у Городца на Волге 14 ноября 1263 г., а 23 ноября 1263 г. похоронен в соборной церкви Рождественского монастыря в г. город Владимир (где памятник святому князю.Другой мемориал находится в городе Переславль-Залесск).
Почитание князя началось прямо у его погребения, где произошло замечательное чудо. Святой протянул руку для отпущения грехов (письменный документ, помещенный в гроб). Великий князь Иоанн (1353–1359) в своем духовном завещании, написанном в 1356 году, оставил своему сыну Деметрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону святого Александра». Нетленные мощи святого князя были обнаружены в видении перед Куликовской битвой 1380 года, а затем отправлены на местное празднование.
Подробнее…
Русские полководцы просили заступничества святого князя, прославленного его защитой Отечества, в следующие времена: 30 августа 1721 года Петр I после длительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадский мир. В этот день было решено перенести мощи святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург, на берегу Невы. Перенесенные из Владимира 11 августа 1723 года святые мощи были встречены в Шлиссельбурге 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года.30 августа их поместили в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где они сейчас покоятся в Санкт-Петербурге. Указом от 2 сентября 1724 г. праздник был установлен 30 августа (в 1727 г. праздник был прекращен по светским причинам, повлекшим за собой борьбу клики при императорском дворе. В 1730 г. праздник был восстановлен).
Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, + 27 апреля 1731 г.) составил особую службу в память Ништадского мира, совмещая с ней службу святому Александру Невскому.
Имя Защитника границ России и Покровителя воинов известно далеко за пределами России. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Самые известные из них: Патриарший собор в Софии, Кафедральный собор в Талинине и церковь в Тбилиси. Эти церкви — залог дружбы Русского Национал-Освободителя с братскими народами.
Источник: http://ocafs.oca.org/FeastSaintsViewer.asp?SID=4&ID=1&FSID=102424
Храм Александра Невского «Видение Святой Земли
»Иерусалим
Массивные бронедвери на входе в церковь Александра Невского (Seetheholyland.нетто)
Остатки оригинальной церкви Гроба Господня, построенной в IV веке при императоре Константине, можно увидеть внутри русской православной церкви, которая находится по соседству с по соседству с нынешней Храма Гроба Господня.
Церковь Александра Невского, названная в честь русского воина-князя XIII века , часто упускается из виду, потому что ее фасад больше напоминает элегантную резиденцию или отель, чем церковь.
Высокий и узкий фасад с прочными защитными дверями с табличками на русском языке находится по адресу 25 Souq al-Dabbagha, примерно в 70 метрах от входа во двор Гроба Господня.
Раскопки здесь в 1883 году — до того, как была построена церковь — привлекли внимание всего мира, что привело к тому, что это место стало известно как «Русские раскопки».
Особое внимание было уделено обнаружению ворот порог , которые, по мнению археологов, принадлежали Судным воротам, через которые Иисус покинул город по пути к холму Голгофы (ныне находящемуся в церкви Гроба Господня). Современные археологи считают, что ворота датируются, вероятно, II веком.
Реконструированная лестница слева вела в храм Гроба Господня Константина (Seetheholyland.net)
Раскопки также обнаружили остатки самых восточных частей церкви Константина IV века, в том числе широкую лестницу , которая вела к входу в церковь.
По словам исследователя Нового Завета Джерома Мерфи-О’Коннора, то, что было найдено, «точно соответствует восточной оконечности Константиновского храма года года, изображенного на карте Мадабы VI века».
Исторические остатки остановлено строительство
Место, на котором стоит церковь Александра Невского, было приобретено в 1857 году Императорским Православным Палестинским Обществом, организацией lay , основанной для помощи верующим Русской Православной Церкви на Святой Земле.
Идея заключалась в том, чтобы построить российское консульство и общежитие для паломников и человек, которые тысячами прибывали в порт Яффо и часто шли пешком 70 километров до Иерусалима.
Когда рабочие, копавшие фундамент, обнаружили исторические останки, строительство было остановлено. В конце концов, консульство и общежитие были построены за пределами Старого города, на месте, ныне известном как Русское подворье , а церковь была построена на руинах в Сук аль-Даббага.
Поскольку раскопки и церковь были профинансированы Великим князем Сергеем Александровичем, имение получило популярное название «Александровский приют».
Лестница вела в храм Гроба Господня
Арка, ведущая к раскопкам церкви Александра Невского (Seetheholyland.нетто)
Войдя в раскопки в подвале церкви, можно спуститься по лестнице к арке . Правая колонка датируется XI веком; Каменная кладка слева является частью входа на главный форум, основанный императором Адрианом, когда он во II веке перестроил Иерусалим как римскую колонию.
Спустившись через арку и повернув налево, вы увидите слева реконструкцию широкой лестницы , которая вела к первоначальной церкви Гроба Господня, которая была намного больше нынешней базилики.
Прямо впереди, под стеклянной перегородкой, находятся ворота , порог , который когда-то считался местом, где Иисус покинул город по пути на Голгофу. Этот порог, возможно, был частью арки, построенной Адрианом, но позже он был повторно использован как вход в Гроб Господень.
Рядом с порогом находится большой кусок скалы Голгофы, купленный при строительстве церкви. Над ним закреплено распятие.
В римской стене слева находится отверстие , называемое «Око иглы», предназначенное для путешественников, прибывших после того, как ворота были закрыты на ночь.
Порог «Судных ворот» отображается под стеклом (© Stanislao Lee / Custodia Terrae Sanctae)
По другую сторону порога находятся остатки еще одного входа в Гроб Господня, , вырубленного инженерами Константина в римской стене.
(Массивные остатки главного входа в Храм Гроба Господня еще дальше, в прилегающей территории кондитерской Залатимо на Сук Хан аль-Зейт.)
Посвящение часовни в честь средневекового лидера
На вершине широкой лестницы широко изображен Иисус, несущий свой крест.Позади него находится часовня , в которую можно попасть с первого этажа.
Икона Святого Александра Невского из собора в Софии, Болгария, носящего его имя (Васия Атанасова / Wikimedia)
Иконостас , украшенный черным и золотым орнаментом, возвышается над часовней. По стенам развешаны картины с евангельскими сценами, а над ними — серия икон русских православных святых.
Посвящение часовни св. Александра Невского чествовало выдающегося вождя средневековой России, которому был присвоен легендарный статус за свои военные победы над немецкими и шведскими захватчиками.Он был провозглашен святым Русской Православной Церкви в 1547 году.
Администрация: Императорское Русское Православное Палестинское Общество
Тел .: 02-627-4952
Открыто: с 9 до 18
О переносе мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург — в электронных раритетах Президентской библиотеки
Память святого благоверного князя Александра Невского отмечается в России 12 сентября 2017 года.Ознакомиться с электронной коллекцией, в которую вошли оцифрованные редкие издания, посвященные жизни военачальника, известного защитника русских земель, можно на сайте Президентской библиотеки.
Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга. В 1724 году по указу Петра I его нетленные мощи были перенесены из Владимира в новую столицу. Издание из собрания Президентской библиотеки «Описание жизни и почитания святого благоверного князя Александра Невского 1867 года» объясняет это решение: «После двадцатилетней войны со шведами, в тех же местах, где св.Александр вооружил свое войско, Петр заложил новую столицу России на той же реке, которая носила имя святого Александра, то есть Неве. Заключив, наконец, славный и долгожданный мир, Император решил почтить память древнего победителя шведов на берегу Невы; он хотел освятить новую столицу с монастырской лаврой, переведя сюда честные мощи блаженного Александра ». Дата 30 августа (12 сентября по н.э.) выбрана не случайно.В издании 1852 года, озаглавленном «Святой благоверный князь Александр Невский», отмечается, что это был «тот самый день, когда в 1721 году был заключен славный мир Российского государства со страной Швецией».
Подробное описание подготовки знаменательного события города и страны можно найти в историко-биографическом очерке Великого князя Владимирского и всея Руси Александра Ярославича Невского 1871 года: «По указу Святейшего Правительствующего Синода были просили: ковчег для святого реликвария и навес для посещения ковчега, оба с достойным украшением для «главной персоны».Ковчег, обитый красной бархатной тесьмой, имел на закрытии подушку лазурного цвета, обшитую со всех сторон золотой и матовой тесьмой; Подушка была увенчана княжеским малиновым бархатным заголовком, окаймленным широким крестообразным немецким паспартом и отороченным горностайным мехом, с серебряным позолоченным крестом наверху. Украшен снаружи бархатным балдахином павлиньего синего (темно-вишневого) цвета, а изнутри — малиновым байбереком (плотным шелком и парчой), и все покрыто золотым орнаментом с медным позолоченным крестом наверху и четырьмя медными иконами лампы по бокам.
Участникам крестного хода было дано указание: «со строжайшим вниманием сопровождать мощи святых, чтобы в трудных местах не было чрезмерного торможения, а в удобных -« разрушительной »поспешности; так что все, у кого есть реликвии, и священнослужители, и охранники, были бы «тайно назначены» и всегда присутствовали; и, наконец, «нецензурной брани и непристойных действий» ни от кого никогда не случится ».
11 (24) августа 1723 г. крестный ход вышел из Рождественского монастыря во Владимире и 17 августа прибыл в Москву, затем подошел к берегу озера Ильмень: «В Великом Новгороде, древней вотчине св.Святой мощи Александр поднялся на борт богато украшенной лодки и, спустившись по Волхову, продолжил процессию, как в те дни, когда Святой Александр плыл по этой реке со своим славным княжеским войском », — как описание жизни и Почитание святого благоверного князя Александра Невского уточняет всю символику этого события.
30 августа (12 сентября н.э.) 1724 г. святыня прибыла на окраину Санкт-Петербурга и была встречена и принята с особыми почестями: «Петр встретил святые мощи в устье реки Ижора и поместил ее на великолепная галера, он лично взял штурвал и поместил дворян под весла.Когда галера с мощами подошла к монастырю, навстречу ей проплыл барк — дед русского флота, раздался звон радостных колоколов и гром орудий. <…> Перенос мощей святых в новой столице отмечается три дня, и каждый 30 августа город вспоминает это событие как особый праздник. С этого момента Петербург обрел своего небесного покровителя — святого благоверного князя Александра Невского.
Александро-Невская Лавра (18в.), Санкт-Петербург
Александро-Невская Лавра основана во имя Святой Троицы и Александра Невского
источник: kvadroom.ru |
Строительство монастыря восходит к основанию Санкт-Петербурга. Почти одновременно с Петропавловской крепостью в 1710 году Петр I заложил фундамент монастыря на левом берегу Невы во имя Святой Троицы и Александра Невского в ознаменование великой исторической победы Александра Невского над шведами в 1240 году. .Строительство монастыря продолжалось с перебоями большую часть 18 века. Здания монастырского комплекса построены в стиле «петровского барокко». Ядром всего архитектурного комплекса является шестиугольник, образованный двухэтажными зданиями. На территории комплекса 12 церквей, семинарий и духовных академий. Из всех построек монастыря особенно примечательны Благовещенская церковь и Троицкий собор.
Первой построили Благовещенскую церковь.Дата освящения совпадает с датой основания Лавры — 1713 г. Церковь Благовещения — старейшая каменная церковь Санкт-Петербурга — была местом захоронения членов Императорской семьи и общественных деятелей России. Здесь можно увидеть могилу великого полководца Александра Суворова, а также другие исторические и художественные надгробия XVIII-XIX веков.
Главный храм монастыря — Собор Святой Троицы. В нем хранятся мощи великого князя Александра Невского, перенесенные в августе 1724 года из Владимира в Санкт-Петербург.Петербург. Современный храм построен в 1776-1790 годах.
Этот величественный собор венчает мощный купол; по бокам симметричные колокольни. Купол церкви опирается на высокий барабан с 16 окнами. Массивная архитектура церкви сочетается с богатым внутренним убранством. Интерьер здания украшают барельефные панно, изображающие события Ветхого и Нового Завета. Красивый мраморный иконостас — шедевр изобразительного искусства.
Другие достопримечательности включают каменную церковь Святого Лазаря (1717 г.) над могилой Наталии, любимой сестры императора Петра I; церковь Святого Феодора (1745-1750), мемориальная церковь Святого Александра Невского (освящена в 1724 году).
За монастырской площадью расположено несколько кладбищ. Самым древним из них является Лазаревское кладбище времен Петра I. Оно стало местом захоронения выдающихся государственных деятелей России, а также ученых, писателей, архитекторов и др.
Справа от Лазаревского кладбища находится Тихвинское кладбище с мемориальной церковью Тихвинской иконы Божией Матери. Известные русские писатели и поэты Н. Карамзин, В.А. Жуковский, И. Крылов, Ф. Достоевский, композиторы Михаил Глинка, А. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Петр Чайковский, а также художники А.И. Иванов, А. Куинджи, И. Здесь похоронены Шишкин и многие архитекторы, скульпторы и художники.
Восточнее собора находится Никольское кладбище с мемориальной церковью св.Николая с могилами нескольких митрополитов Санкт-Петербурга. С 1922 года все церкви были закрыты, а монастырь упразднен. Официально монастырь возрожден в 1996 году. Сегодня это действующий монастырь Санкт-Петербургской епархии.
Достопримечательности
Окрестности
Досуг
Разное
Определение Александро Невской Лавры и синонимы Александро Невской Лавры (на английском языке)
Вид на монастырь в начале 19 века
Современный вид на Лавру
Координаты: 59 ° 55′16 ″ N 30 ° 23′17 ″ E / 59.921 ° с.ш., 30,388 ° в. Д. / 59,921; 30.388 Свято-Александро-Невская Лавра или Свято-Александро-Невский монастырь был основан Петром I в России в 1710 году на восточном конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге, предполагая, что это было место Невской битвы в 1240 году, когда Александр Невский , князь, победил шведов; однако на самом деле битва произошла примерно в 12 милях от этого места. [1] Монастырь был основан также для размещения мощей святого Александра Невского, покровителя новообразованной столицы России; однако массивный серебряный саркофаг Св.Александр Невский [2] был перенесен в советское время в Государственный Эрмитаж, где и остается (без реликвий) сегодня.
В 1797 году монастырь был возведен в ранг лавры, что сделало его лишь третьей лаврой в Русской Церкви, в которой это звание ранее удавалось только Киево-Печерскому монастырю и Троицкому Сергиевскому монастырю.
На территории монастыря находятся две церкви в стиле барокко, спроектированные отцом и сыном Трезини и построенные в 1717–22 и 1742–50 соответственно; величественный собор в стиле неоклассицизма, построенный в 1778–90 гг. по проекту Ивана Старова и посвященный Святой Троице; и многочисленные сооружения меньшей важности.Он также содержит кладбища Лазарев и Тихвин, где богато украшенные гробницы Леонарда Эйлера, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Николая Карамзина, Модеста Мусоргского, Петра Ильича Чайковского, Федора Достоевского, Карла Ивановича Росси, князя Гарсевана Чавчавадзе и грузинского аристократа Сергея Чавчавадзе.