Особенности жизнедеятельности папоротников 3 класс: Презентация «Папоротники, особенности строения и жизнедеятельности»
Презентация «Папоротники, особенности строения и жизнедеятельности»
Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация «Папоротники, особенности строения и жизнедеятельности»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Задачи урока: рассмотреть общие признаки папоротников; изучить особенности их строения и жизнедеятельности; раскрыть особенности цикла развития папоротников; рассмотреть их эволюционные преимущества по сравнению с мхами, хвощами, плаунами.
Родословное древо растительного мира Папоротники: произошли от потомков псилофитов, представляют собой одну из наиболее древних групп споровых растений. Появились около 300 млн. лет назад. по возрасту являются ровесниками хвощей.
4 слайдКостенец волосовидный
7 слайд Описание слайда:Костенец зеленый
8 слайдКостенец северный
9 слайд Описание слайда:Костенец постенный
10 слайд Описание слайда:Многоножка обыкновенная
11 слайд Описание слайда:Пузырник
Орляк Сосновые и березовые леса
13 слайд Описание слайда:По берегам ручьев и речек Страусник
14 слайд Описание слайда:Щитовник Заболоченные почвы
Строение папоротника
16 слайд Описание слайда:Молодые листья папоротника
17 слайд Описание слайда:Спорангии на листьях различных папоротников
18 слайд Описание слайда:Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу, можно найти с помощью цветка папоротника клад?
19 слайд Описание слайда:Жизненный цикл папоротника
20 слайд Описание слайда:Выявите в результате сравнения раннее изученных мхов плаунов и хвощей с папоротниками усложнение последних в ходе эволюции?
21 слайдЭволюционные преимущества папоротников: имеют сложные листья, выполняющие функции фотосинтеза и спорообразования; наличие корней; благодаря разноспоровости, хорошо переносят меняющиеся условия среды; хорошо развиты ткани – проводящая и основная.
22 слайд Описание слайда:Закончите предложение: В лесах умеренной зоны у папоротников короткий стебель, который находится в почке и представляет собой корневище. В стебле хорошо развита проводящая ткань, между пучками которой располагаются клетки основной ткани; имеются придаточные корни. Листья вырастают из почек корневища; они обладают верхушечным ростом, достигают больших размеров и выполняют функции фотосинтеза и спорообразования .
Какие утверждения верны? Стебель (корневище) находится в земле. Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно. Тело папоротника состоит только из стебля и корней. В жизненном цикле папоротника преобладает фаза гаметофита. Важное условие полового размножения папоротников — наличие воды. Спорофит – диплоидное растение папоротника. Заросток – гаплоидный гаметофит. В жизненном цикле папоротников доминирует спорофит.
Задание на дом: Учебник стр. 61 – 63, рабочая тетрадь задание 31 – 33.
25 слайд Описание слайда:Список ресурсов Энциклопедия декоративных, садовых растений: flower.onego.ru/paporot/polypodi.html GeoPhoto :www.geophoto.ru/?action=search&sobje=307 Единая цифровая коллекция: //school-collection.edu.ru
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-102592
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГООБРАЗИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫХ
Тема: ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МНОГООБРАЗИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫХ.
Цель: продолжить знакомство с высшими споровыми растениями, используя гербарий, таблицы, картинки, сравнить изучаемые объекты, выяснить в чем сходство и различие этих растений.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить с папороникобразными, как представителями высших споровых растений; познакомить с циклом воспроизведения папоротника; способствовать понимаю преобладания папоротникообразных над мохообразными; формировать умение сравнивать и анализировать, делать выводы и подводить итоги; способствовать желанию получать стойкие знания, стремление узнать больше о природе; раскрыть понятие»вайи», подвести к выводу об отсутствии у папоротников настоящих листьев; рассмотреть разнообразие папоротникообразных;
2. Развивающие: закрепить знания о цикле воспроизведения споровых растений; продолжить работу с терминологией; продолжать формировать умения работать с таблицей у доски и связно излагать материал; повторить основные характеристики других споровых растений; развивать связную речь, логическое мышление, умение остаивать свою точку зрения и выслушивать чужую, работать в группе, умение вести дискуссию;
3. Воспитательные: воспитать интерес к традициям народа; бережное отношение к природе.
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, таблицы (папоротник плаун, хвощ), дополнительный информационный материал, тексты для групповой работы, кроссворды.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся уроку.
2.Проверка домашнего задания:
1)Фронтальная беседа:
-Скажите для наших гостей, какие растения мы сейчас изучаем?
-Приведите пример споровых растений.
-Почему эти растения мы называем споровыми?
-Почему эти растения мы называем высшими?
-Что связывает эти растения с водорослями?
-Что уже отличает их от водорослей и приспосабливает к жизни на суше?
-Почему споровые растения произрастают исключительно во влажных местах?
-Дайте определение понятию спорофит.
-Что такое гаметофит?
-За что мхи прозвали » растениями наоборот»?
2) Индивидуальная работа с кроссвордами:
-Перед вами кроссворды для проверки домашнего задания. Они индивидуальны, поэтому каждый работает самостоятельно.
3) Индивидуальный опрос:
-Какие наиболее характерные признаки хвощеобразных мы рассмотрели?
-Чем гаметофит хвощей отличается от гаметофита плаунов?
-Индикаторами чего являются хвощи?
-Каковы особенности строения спор хвощей? Зачем это необходимо?
4)Работа с таблицей у доски:
-Расскажите цикл воспроизведения хвоща полевого.
3. Актуализация опорных знаний:
1)Работа с текстом:
-Послушайте отрывок и скажите о каком празднике идет речь?
-Этот праздник отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.В этот день разжигали костер и прыгали через него, а молодые девицы плели венки и гадали.
-Какие традиции этого праздника вам известны?
-Какое отношение имеет этот праздник к теме о высших споровых растениях?
-Кто из вас пошел бы со мной искать цветок папоротника?
2) Целепологание:
-Для того,что бы знать где искать этот цветок какие растения нужно изучить?
-На какие вопросы нам необходимо ответить , что бы рассмотреть Папоротникообразные? Что нужно о них узнать?
4. Изучение нового материала:
1)Рассказ учителя с элементами беседы, объяснение с использованием таблицы:
Папоротники — наиболее древняя группа высших растений. Это травянистые растения, наиболее распространены во влажных лесах; некоторые растут на заболоченных местах и в водоёмах, их листья отмирают на зиму.Но остались и древовидные виды, крупные растения с мощным стволом до 20 метров.
-Мы говорили с вами, что только у мохообразных преобладает гаметофит.Как вы думаете, какое поколение преобладает у папоротникообразных?
Господствующей фазой в жизненном цикле папоротника является спорофит. Почти у всех папоротников спорофит многолетний. Спорофит имеет довольно сложное строение. От корневища вниз отходят придаточные корни (первичный корень быстро отмирает).
-Если есть придаточные корни и корневище, значит какое размножение будет доступно?
-Посмотрите на таблицу,как вы думаете что это?
-Вверх от корневища отходят своеобразные побеги, они разветвленные и их называют листьями. Но теперь вы знаете,что это не листья, а называются они вайи.
Вайи- разветвленный зеленый побег папоротника.
-Обратите внимание на нижнюю часть вайи,что вы видите?
Спорангии находятся на нижней стороне листа, собраны кучками (сорусы). Сверху сорусы прикрыты покрывальцем. Споры рассеиваются при разрыве стенки спорангия.Число спор на одном растении достигает десятков, сотен миллионов, иногда миллиардов.
-Почему сорусы расположены на нижней части листа?
На влажной почве споры прорастают в маленькую зелёную сердцеобразную пластинку величиной несколько миллиметров. Это заросток (гаметофит). Он располагается почти горизонтально к поверхности земли, прикрепляясь к ней ризоидами. Заросток обоеполый. На нижней стороне заростка образуются женские и мужские половые органы (мужские — антеридии, женские — архегонии).
Оплодотворение происходит в водной среде : во время росы, дождя или под водой.
Мужские гаметы — сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, проникают внутрь и гаметы сливаются.
Происходит оплодотворение, в результате чего образуется зигота (оплодотворённая яйцеклетка).
Со временем из заростка развивается растение папоротник.
Таким образом, гаметофит папоротников существует независимо от спорофита и приспособлен к обитанию в условиях увлажнения.
Спорофитом является всё растение, которое вырастает из зиготы — типичное сухопутное растение.
-Скажите ,пожалуйста, у каких растений мы встречали подобный заросток?
2) Работа с видеороликом:
-Очень необыкновенно происходит рост вай у папоротника. Вайи словно раскручиваются из клубочков, это очень интересно и немного волшебно.
(просмотр ролика «Рост «листьев» папоротника в ускоренной съемке»)
3) Первичное закрепление:
-Какие главные особенности вы бы выделили у папоротникообразных?
-Какую особенность имеет гаметофит папоротника?
4) Разнообразие папоротникообразных.
Выступления детей, презентации.
5.Закрепление изученного материала:
1) Работа в группах «Исправь биологический текст»
Текст № 1
Папоротники- древние споровые растения, исключительно травянистые. Произрастают они во влажных местах. У папоротников есть настоящие листья. Сорусы располагаются на нижней стороне листа, что бы спрятаться от солнца.
Текст № 2
Папоротники — споровые растения . Из спор у них развиваются два однополых заростка. Из заростка развивается спорофит. Папоротник имеет мощное корневище, от которого отходят зеленые фотосинтезирующие настоящие листья. Оплодотворение папоротника не зависит от воды.
Текст № 3
Папоротникам для оплодотворение необходима вода. Гаметы папоротников развиваются в сорусах. На нижней части листа под покрывалом созревают споры. После созревания спора прорастает и образует спорофит. Гаметофит имеет ризоиды.
Текст № 4
Папоротники закрепляются в почве корневищем. Зеленые листья фотосинтезирующие. Растут эти растения только в тропических лесах. Заросток папоротника обоеполый, имеет ризоиды. На нем развивается гаметофит. Сорусы защищают споры. Тело папоротника расчленено на корень и вайи.
2)Осмысление проблемного вопроса:
-На все ли поставленные вопросы мы ответили на нашем уроке?
-Давайте вернемся к вопросу о цветке папоротника? Почему никто никогда его не находил? Пойдете ли вы со мной его искать?
3)Фронтальная беседа:
-Как называются листья папоротников?
-Можем ли мы назвать вайи настоящими листьями? Почему?
-Что такое сорусы?
-Что произрастает из споры папоротника?
-Какие особенности имеет гаметофит папоротника?
-Какое поколение преобладает в цикле воспроизведения?
6. Рефлексия:
На уроке мы изучили…
Мы узнали ….
Мы познакомились с….
Было сложно…..
Было интересно…..
7. Домашнее задание:
Изучить текст параграфа.,знать цикл воспроизведения папоротника.
Папоротники: среда обитания, особенности строения
Водоросли низшие растения
Водоросли Водоросли низшие растения Водоросли обширная и неоднородная группа низших растений. Водоросли самые многочисленные и одни из самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов. Они встречаются
Подробнее3. ПОЧВА 3.1. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПОЧВА?
3. ПОЧВА 3.1. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПОЧВА? Вспомни! 1. Что нужно растениям для роста? 2. Откуда и каким путем получают растения необходимые им для роста кислород и углекислый газ? 3. Откуда и с помощью чего
ПодробнееМхи (Мохообразные) План. Информация
Мхи (Мохообразные) План 1. Исторический возраст 2. Среда и место обитания 3. Особенности строения, позволяющие относить мхи к высшим споровым растениям. 4.Многообразие 5. Особенности строения и размножения
ПодробнееТема 12. АРХЕГОНИАЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
Тема 12. АРХЕГОНИАЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ План: 1. Общая характеристика 2. Мохообразные 3. Псилофитовые и плауновидные 4. Членистые 5. Папортники Литература: П.М.Жуковский «Ботаника». М. 1982, Высшая школа В.Ф.
ПодробнееЗадания 4. Царство Растения
Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение
ПодробнееА Жизненный цикл водорослей
А12 4.5. Многообразие растений. Признаки основных отделов, классов и семейств покрытосеменных растений. Роль растений в природе и жизни человека. Космическая роль растений на Земле Основные термины и понятия,
ПодробнееЗадание 2. На гербе России изображены : 1. Двуглавый орел 2. Конь 3. Дракон
5-6 класс Задание 1. 1в, 2а, 3б, 4в, 5а, 6а, 7б, 8в, 9в, 10в, 11в, 12в, 13б, 14б, 15в. Задание 2. На гербе России изображены : 1. Двуглавый орел 2. Конь 3. Дракон Задание 3. Тигр не может охотиться на
ПодробнееИнструкция по выполнению работы
1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру
Подробнеепочвогрунт торф чернозем
Правильный выбор грунта является одной из первостепенных задач в озеленении. Грунт это не просто земля для посадки растений, это питательная среда для них. От наличия и правильного соотношения в нем микроорганизмов,
ПодробнееКалендарно-тематический план (35 часов)
Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать
ПодробнееID_3374 1/6 neznaika.pro
1 Многообразие организмов (установление соответствия) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных
ПодробнееОсновные части сосудистых растений
Основные части сосудистых растений Побеги — Располагаются над почвой — Имеют прикрепленные листья — Фотосинтезирующие части растений Корни — Располагаются под землей — Абсорбируют воду и минералы — Фиксируют
ПодробнееЛекция 3. Почва как живая система
Лекция 3 Почва как живая система Вопросы 1. Структура почвы. Основные компоненты почвы, их функции. 2. Типы почв. Пригодность различных типов почв для возделывания сельхозкультур. 3. Процессы выветривания
ПодробнееСИСтЕМа ОРГаНИчЕСКОГО МИРа
СИСтЕМа ОРГаНИчЕСКОГО МИРа Все существующие на Земле организмы разделены на четыре царства: Дробянки, Грибы, Растения, Животные. Дробянки относятся к прокариотам (доядерным организмам), грибы, растения,
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету биология
1. Общая характеристика учебного предмета РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету биология Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов. Личностные результаты Сформированность
ПодробнееМатематический практикум.
Математический практикум. Математика и биология Как симбиоз этих наук применяется на практике? Какую пользу может получить каждый из нас? Что такое метод БИОИНДИКАЦИИ? Какие знания биологии и математики
ПодробнееБиология 6 класс. Тема урока: Корень
Биология 6 класс Тема урока: Корень Вопросы для изучения: Виды корней Типы корневых систем Зоны корня Видоизменения корней Функции корня Корень один из основных органов высших растений (кроме мхов), служащий
ПодробнееСтол 1. Черепа позвоночных животных
Московская олимпиада школьников по биологии 2018 Практический тур 5 класс Стол 1. Черепа позвоночных животных Вопрос 1. Перед Вами лежат черепа диких представителей позвоночных животных, обитающих в Европейской
ПодробнееДеятельность учителя | Деятельность учащихся | Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы | Предлагает ученикам ознакомиться со справочной информацией, размещенной на в распечатанном виде на каждом столе . В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…» Сорвал цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.» — Как вы думаете, каким растениям будет посвящен наш сегодняшний урок? — Почему ни один человек до сих пор не нашел цветок папоротника? Распределяет учеников по группам, предлагает им задание. Найдите, пожалуйста, среди предложенных растений те, которые относятся к водорослям, мхам, папоротникам. — 1 группа, поднимите, пожалуйста, изображение водоросли. — 2 группа — изображение мха — 3 группа, поднимите, пожалуйста, изображение папоротника. — Вы точно знаете, что правы? Обоснуйте ваше решение? Какое задание вам предлагалось выполнить? — Каких же знаний вам не хватает? (Не знаем отличительных признаков папоротников) Формулирование темы урока с ее записью в рабочих тетрадях. Папоротники. Особенности строения и жизнедеятельности. | Читают предложенный текст. Отвечают на вопросы, размышляют. Демонстрируют свое отношение к предлагаемой теме. 1.Рассматривают, рисунки, гербарные образцы, сравнивают, обсуждают в группах (парах). 2. Проговаривают основные особенности внешнего строения водорослей, мхов, папоротников. 3. Выбирают растение в соответствии с заданием. Учащиеся поднимают выбранное изображение или гербарный экземпляр растения. Обосновывают свой выбор. Отвечают на вопросы учителя, определяют свои затруднения и их причины. В результате возникшей проблемной ситуации предлагают свои варианты формулировки темы урока. Записывают тему в рабочих тетрадях. | Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них | Создание условий для формулирования рабочих гипотез. -Я прошу вас записать свою собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока. -Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:
| Выдвижение рабочих гипотез. | Этап III. Опытная проверка принятых гипотез | Организует самостоятельную работу с текстом учебника. -Откройте учебник, прочитайте 1 абз.. -Найдите слова и словосочетания, которые дадут нам общие сведения о папоротниках. -Выпишите их в тетрадь. -Проконтролируйте по образцу
Организует работу с текстом учебник « Среда и местообитание папоротников.» Организует выполнение лабораторной работы и работу с текстом учебника “Строение папоротников”. . Какие органы выделяют у папоротников?
Организует групповую работу с текстом “Размножение папоротников. -Используя рис на стр. 63 подготовьте рассказ о размножении папоротников. -Сопоставить вопросы для проверки усвоения знаний. Проводит перекрестный контроль по вопросам проверки усвоения знаний. Заросток Обоеполый гаметофит Разноспоровые папоротники Микроспора Мегаспора
-Папоротники интересны не только особенностями строения, но и происхождением, значением. Используя материал учебника, найдите ответы на следующие вопросы: 1 группа — Происхождение и значение древних папоротников 2 группа — Значение в природе 3 группа — Значение для человека | Рассматривают рисунки папоротников на стр. 64-65 учебника; Отвечают на вопросы . Обмениваются тетрадями, и проверяют по образцу. Рассмотривают рис. учебника стр. 64-65 и текст к нему, заполняют таблицу.
Делают вывод. Читают статьи учебника “Строение папоротников”. Рассматривают папоротник, анализируют его строение, описывают существенные признаки. Предлагают понятия для обозначения . Узнают и запоминают существующие понятия «вайи», «корневища», «спорангии». Дают их определение. Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации. Моделируют строение спороносящего папоротника, делая схематический рисунок. Составляют рассказ о размножении папоротников, используя рис. 63
Каждая из групп по очереди представляет свои результаты. | Этап V. Рефлексия | Ведет беседу. Предлагает проанализировать свою деятельность в ходе урока и оценить её. -Вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать характерные признаки папоротников). -Достигли ли мы этой цели? (Да) • Сегодня я понял… • Сегодня я научился… • Сегодня я задумался… • Больше всего мне понравилось… • Самым интересным сегодня на уроке было… • Самым сложным для меня сегодня было… | Высказывают свое мнение, анализируют свою деятельность на уроке, осуществляют самооценку. | Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения | -Что значит сравнить? Сравнение – способ познания посредством установления сходства и (или) различия объектов. Сходство – то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – то, чем один сравниваемый объект отличается от другого. Заполнить таблицу.
| Работают с учебником и гербарным материалом . Заполняют таблицу. | Подведение итогов урока |
Методическая разработка по биологии (7 класс) на тему: Урок биологии в 7 классе. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Тема. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Цель: ознакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности папоротников,
Задачи:
- Расширить представления обучающихся о папоротниках, показать их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
- Продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновать их принадлежность к определенному отделу.
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование: презентация, гербарии папоротников, мхов, хвощей, плаунов, таблица с изображением папоротников, сообщения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Мобилизующее начало урока.
— Посмотрите на картинки. Что их объединяет? Как только догадаетесь- тихо сядете. (высшие споровые растения)
II. Сообщение темы и целей урока
— Тема сегодняшнего урока… . Запишите число и тему урока.
— Как вы думаете. О чем пойдет речь на уроке?
-Но прежде проверим домашнее задание.
III. Контроль знаний
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа с гербариями (распредели по группам)
- Работа у доски (заполни таблицу «Сходство и различие мхов и папоротников»)
- Тестирование (слайд)
Взаимопроверка.
IV.Объяснение нового материала
Папоротники –большая группа высших растений. Насчитывает более 12000 видов. Все они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. В тропических лесах Азии, Америки и Австралии. Они достигают 15-20 м в высоту. Некоторые выращиваются как декоративные –комнатные (нефролепис, «олений рог» и др.)
Современные папоротники- представители очень древних растений. Их часто называют живыми ископаемыми. Все они нуждаются в охране.
— Куда занесены все редкие и исчезающие виды растений? (в Красную Книгу)
— В Красную Книгу внесены такие папоротникообразные, как: орляк, щитовник, страусово перо.
— Как вы думаете, почему многие виды исчезают?
1) сообщение о щитовнике мужском, его полезных свойствах
2) Физминутка
«Мы как папоротники в лесу, шелестим листвою
Сбросим мы с себя росу землю всю укроем».
3) самостоятельная работа с учебником
-Прочитайте текст на с. 63. Запишите в тетрадь значение папоротников.
4) образование каменного угля
— Все папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад. Это были крупные древовидные растения.
В то время на Земле господствовал теплый влажный климат. Папоротникообразные образовывали леса на всех континентах нашей планеты, в том числе и в Антарктиде. Густые тропические леса, где росло множество папоротников, образовали огромные массы органического вещества и при этом обогащали атмосферу кислородом, что создавало условие для развития наземных животных. Одновременно буйно разросшиеся папоротники сами отмирали, образовывая перегной почвы. Но не все погибшие растения перегнивали. Некоторые падали в воду, пропитывались там минеральными солями и окаменевали. Со временем из них образовались мощные слои каменного угля. И сейчас в нем нередко находят окаменелые стволы некогда живших папоротникообразных, отпечатки их листьев, и даже споры. Так залежи каменного угля «рассказывают» нам о растениях и животных, живших сотни миллионов лет назад.
- Значение каменного угля
-Как вы думаете, какое значение имеет каменный уголь для человека?
-Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос «Что получают из каменного угля?»
V. Закрепление
1) верно ли утверждение (слайд)
-Взаимопроверка
VI. Подведение итогов
— Ребята, вспомните материал прошлого урока и все о чем мы говорили сегодня. Какие выводы можно сделать?
— Что можно сказать о строении папоротников по сравнению с мхами и плаунами?
— Что можно сказать о размножении папоротников?
— Чем еще интересны и важны человеку папоротники?
VII. Домашнее задание
VIII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Оргмомент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
II. Актуализация. Целеполагание, мотивация Проблемный вопрос |
Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о папоротниках | Записывают тему в тетрадь. Вспоминают материал о папоротниках. |
На основе ответов учащихся начинает на
доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”.
Предлагает учащимся подумать и записать вопросы
в тетради и ответить на них: Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать. |
Работают в своей тетради, заполняют
таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Формулируют вопросы,
на которые хотели бы получить ответ.
|
|
Продолжает заполнять таблицу на доске, графу “хочу знать” | Делают записи в тетради. | |
III. Операционно- исполнительный (изучение нового материала и его закрепление) | Краткие сведения о
папоротникообразных. Беседа с учащимися о
распространении папоротников. Предлагает ответить на вопросы:
Предлагает сделать вывод о распространении папоротников. |
Рассматривают рисунки папоротников на
стр. 64-65 учебника; рисунки на доске. Отвечают на вопросы и формулируют вывод:
Вывод: Широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разнообразных местах обитания. |
Организует самостоятельную работу с текстом учебника. | Читают статьи учебника “строение папоротников”, “размножение папоротников” стр. 62 | |
Организует групповую работу с
обсуждением вопросов статьи “строение
папоротников” (приложение 1 групповое
задание 1)
|
Работают в группе, обсуждая вопросы.
|
|
Организует групповую работу с текстом
“Размножение папоротников” (приложение
2 групповая работа 2)
|
|
|
IV. Рефлексивно-оценочный | Предлагает проанализировать записи в
тетрадях и сделать вывод: что нового мы узнали о
папоротниках. Заполняют лист самооценки “моя работа в группе” (приложение №3) |
Формулируют выводы на поставленные
вопросы. Оценивают свою работу. Ставят “отметку” оценку. |
V. Домашние задание | Стр. 62-67 Подготовить сообщение о папоротниках. |
PPT — Папоротники Органных гор Презентация PowerPoint, скачать бесплатно
Папоротники Органных гор
Схема: • Что такое папоротники? -функции; жизненный цикл; особые характеристики, такие как сори и гаметофиты; Адаптация к пустыне • Органные горы — немного географии и геологии, а также некоторые места обитания, где можно найти папоротники. • Папоротники в органах — некоторые из обычных папоротников, встречающихся в горах Органов. и где вы могли бы их увидеть.
1: Что такое папоротник? Папоротники — это растения, которые: — имеют сосудистую ткань (в отличие от мхов и печеночников) — имеют «настоящие» листья (в отличие от косолапости, колючки и хвоща) — не имеют семян (в отличие от хвойных и цветковых растений) — не имеют цветов (в отличие от цветущие растения). Они размножаются через споры, образующиеся в структурах, называемых сори (которые мы вскоре увидим). Эти споры превращаются в структуру, называемую гаметофитом; его называют так, потому что он производит гаметы (сперму и яйца).Когда эти гаметы соединяются, вы получаете новый спорофит (то, что мы называем типичным листовым растением, производящим споры, чтобы отличить его от гаметофита).
Жизненный цикл папоротника гаплоидные (n) споры гаметофит (мейоз) сори на листьях сперматозоиды яйцеклетки (оплодотворение) диплоидный (2n) спорофит Давайте пока не будем сильно беспокоиться о диплоидном и гаплоидном. Общая идея состоит в том, что спорофит, который вы привыкли считать папоротником, производит споры. Затем споры превращаются в гаметофит, который производит сперму и яйца.Затем сперматозоиды и яйца соединяются, образуя новый спорофит.
Спорофит
Сори
Р. Моран Гаметофиты
Сори: почему они важны? Сори сильно различаются между группами и часто очень самобытны. Поэтому мы часто используем их для идентификации.
Гаметофиты: почему они важны? Папоротники немного похожи на земноводных.
Отступление: лягушки … Взрослые лягушки в пустынных районах делятся на две категории: некоторые, например, лопатоногие жабы (слева), могут впадать в спячку в засушливые периоды; другим, например, леопардовым лягушкам (справа), нужна постоянная вода.
Лягушки, продолжение … Но независимо от того, является ли лягушка лопатоногой или леопардовой лягушкой, ее головастикам требуется постоянная вода.
Спорофиты похожи на взрослых лягушек Хотя все спорофиты папоротников нуждаются в воде для активного роста, как и лягушки, они делятся на две категории: те, которые живут в засушливых микроместообитаниях и впадают в спячку в засушливые периоды, и те, которые могут выжить только в микроместообитаниях. которые обеспечивают постоянную воду.
Гаметофиты подобны головастикам Но независимо от того, может спорофит пережить высыхание или нет, гаметофит не выдержит. Ему нужна постоянная вода, чтобы выжить, и водная пленка для оплодотворения; если он сохнет, он умирает. Поэтому для пустынных папоротников гаметофит часто является ограничивающим шагом. Р. Моран
Gametophytes 2 Итак, как же папоротники справляются с ограничениями, вызванными непереносимостью засухи гаметофитов? Два основных способа: оставить гаметофит под рукой как можно короче.В то время как у папоротников из влажных мест гаметофиты могут оставаться без дела в течение 3 или более месяцев, у пустынных папоротников от спор до новых спорофитов может пройти всего две недели! 2. Откажитесь от секса! Если папоротник может пропустить эту надоедливую часть сперматозоидов / яйцеклеток, он может быстрее перейти в стадию спорофита и не нуждается в водной пленке для оплодотворения.
2. Горы Органа Это спутниковый снимок НАСА
Горы Органов На рисунке справа показан упрощенный вид геологии Органов.Пурпурный — это риолит, вулканическая сероватая порода. Синий — известняк, осадочная порода, которая образуется в океанах. Красный — это кварц-монцонит, разновидность гранита. Разные скалы, разные папоротники!
Иглы: гранит.
Лучшие места обитания папоротников в гранитной части гор — это скалистые, относительно влажные склоны с редкими просачиваниями, в которые большую часть года попадает вода.
Епископская шапка: известняк.
Епископ Кэп с сухими гравийными склонами и оврагами; некоторые папоротники могут выжить на склонах, другие ограничены защищенными микроструктурами.
Ла-Куэва и Капельные источники: риолит.
Районы риолитов представляют собой крутые узкие каньоны. Эти обеспечивают участки с постоянной водой, в которой нуждаются некоторые папоротники, а также широкий спектр хороших скальных обнажений и склонов.
3. Папоротники в органе Mts. Aspleniaceae:? Asplenium palmeri? Asplenium resiliens Asplenium trichomanes Dennstaedtiaceae: Pteridium aquilinum Dryopteridaceae: Cystopteris reevesiana Dryopteris filix-mas Phanerophlebia auriculata Woodsia cochisensis Woodsia neomexicana Woodsia phillipsii capchisensis Woodsia neomexicana Woodsia phillipsii capricolisumusicumusicumummeraea: Pteridium capriocepusicumusicummeraelee: AdiColepolisumusicusa plummeraea:: Astrolepis sinuata Astrolepis windhamii Bommeria hispida Cheilanthes bonariensis Cheilanthes eatonii Cheilanthes feei Cheilanthes fendleri Cheilanthes lindheimeri Cheilanthes tomentosa Cheilanthes villosa Cheilanthes wootonii Cheilanthes wrightii? Cheilanthes yavapensis? ? Notholaena grayi? Notholaena standleyi Pellaea atropurpurea Pellaea intermedia Pellaea truncata Pellaea wrightiana Краткая версия: 31 папоротник определенно в органах, 3 может быть; 4 семейства папоротников в органах Pteridaceae (семейство тормозных) с наибольшим количеством видов.
Папоротники и геология. Pteridaceae, прод .: Astrolepis sinuata Astrolepis windhamii Bommeria ЫзрШа краекучник bonariensis краекучник eatonii краекучник FEEI краекучник fendleri краекучник lindheimeri краекучник войлочная краекучник мохнатый краекучник wootonii краекучник wrightii Notholaena standleyi Pellaea atropurpurea Pellaea интермедиа Pellaea truncata Pellaea wrightiana Aspleniaceae: Asplenium resiliens костенец волосовидный деннштедтиевые: орляк обыкновенный Dryopteridaceae: Cystopteris reevesiana Dryopteris filix-mas Phanerophlebia auriculata Woodsia cochisensis Woodsia neomexicana Woodsia phillipsii Woosdia plummerae Pteridaceae: Adiantum capillus-veneris Argyrochosma limitaneaa Astrolepis rochisens; Оранжевый: встречается на риолите и граните; Синий: встречается на известняке; Зеленый: встречается на известняке и риолите / граните.
Папоротники и геология, продолжение Примечание: в областях риолитов больше всего папоротников, а семь из них не встречаются в других частях; папоротники не встречаются только на граните, но много на риолите и граните; четыре папоротника встречаются только на известняке. Aspleniaceae: Asplenium resiliens костенец волосовидный деннштедтиевый: орляк обыкновенный щитовниковый: Cystopteris reevesiana Щитовник Мужской Phanerophlebia аипсиШ Woodsia cochisensis Woodsia neomexicana Woodsia phillipsii Woosdia plummerae Pteridaceae: адиантум венерин волос Argyrochosma limitanea Astrolepis cochisensis Astrolepis integerrima Pteridaceae, прод.: Astrolepis sinuata Astrolepis windhamii Bommeria hispida Cheilanthes bonariensis Cheilanthes eatonii Cheilanthes feei Cheilanthes fendleri Cheilanthes lindheimeri Cheilanthes tomentosa Cheilanthes villosa Cheilanthes wootonii Cheilanthes wrighella regiata встречается на пурпурных пурпурных (Pylanthes wrighellata) Оранжевый: встречается на риолите и граните; Синий: встречается на известняке; Зеленый: встречается на известняке и риолите / граните.
Семейства папоротников Итак, я сказал вам, что сори полезны для идентификации, и вот доказательство … мы рассмотрим три семьи, которые вы, вероятно, увидите на горе Орган.
Aspleniaceae (семейство селезенки) В этом семействе сорусы имеют овальную или линейную форму с лоскутом (называемым индусиумом) вдоль одной стороны. Этим папоротникам требуется почти постоянная влажность.
Dryopteridaceae (семейство щитовых папоротников) В этом семействе сорусы имеют округлую форму, с выступом (индусиум), образующим щит или чашевидную структуру.Эти папоротники также требуют почти постоянной влажности.
Pteridaceae (семейство тормозных) В этом семействе сорусы образуют линии по краям листочков, защищенные краем листа или незащищенные. Это настоящие засушливые папоротники, обитающие в самых засушливых местах обитания.
Pteridaceae, продолжение Aspleniaceae: Asplenium resiliens костенец волосовидный деннштедтиевый: орляк обыкновенный щитовниковый: Cystopteris reevesiana Щитовник Мужской Phanerophlebia аипсиШ Woodsia cochisensis Woodsia neomexicana Woodsia phillipsii Woosdia plummerae Pteridaceae: адиантум венерин волос Argyrochosma limitanea Astrolepis cochisensis Astrolepis integerrima Pteridaceae, прод.: Astrolepis sinuata Astrolepis windhamii Bommeria hispida Cheilanthes bonariensis Cheilanthes eatonii Cheilanthes feei Cheilanthes fendleri Cheilanthes lindheimeri Cheilanthes tomentosa Cheilanthes villosa Cheilanthes wootonii Cheilanthes wrighella regiata обыкновенная. входят в состав Pteridaceae; Неудивительно, учитывая, что это самая засухоустойчивая из семей.
Итак, теперь я пройдусь по трем основным частям органов и покажу вам несколько папоротников, которые вы там увидите. Начнем с Bishop’s Cap (A Mt. похожа).
Astrolepis cochisensis (Папоротник кочизовидной): большинство папоротника обыкновенного на сухом известняке.
Astrolepis cochisensis (Папоротник кочизовидный): большинство папоротника обыкновенного на сухом известняке.
Astrolepis integerrima (гибридный покровный папоротник): также на сухом известняке
Cheilanthes feei (папоротник на губах Фи): под свесами, местами влажный известняк.
Cheilanthes feei (папоротник на губах Фи): под выступами, местно влажный известняк.
В гранитной части гор вы можете увидеть папоротников у источника Агирре
Cheilanthes fendleri (папоротник губы Фендлера): встречается в трещинах в граните
(Папоротник губы Фендлера): часто встречается в трещинах в граните
Cheilanthes fendleri (папоротник губы Фендлера): часто встречается в трещинах в граните
Cheilanthes eatonite (папоротник на губе Итона ): обычно между гранитом валуны
Cheilanthes eatonii (папоротник на губе Итона): обычно под гранитными валунами или между ними
Pellaea truncata (колючая скала-тормоз): среди гранитных валунов
Вудс ia phillipsii (папоротник на утесе Филлипса): во влажной почве или под гранитными валунами
И, наконец, давайте рассмотрим некоторые из папоротников, которые вы видели около у Капающего источника; мы увидим многие из них во время следующей экскурсии!
Некоторые из них будут такими же, как , что мы видели в Агирре, а другие — нет.
Notholaena standleyi (папоротник звездчатого плаща): в трещинах в обнаженном риолите
Cheilanthes bonariensis (золотой липовый папоротник): встречается в влажной почве около бассейнов и просачиваний
Matteuccia struthiopteris (Страусиный папоротник): полевые цветы Миннесоты
Matteuccia struthiopteris (Страусиный папоротник)
Предоставлено Синди Хоффманн
Также известен как: | |
---|---|
Род: | Matteuccia |
Семья: | Dryopteridaceae (Древесный папоротник) |
Жизненный цикл: | многолетник |
Происхождение: | родной |
Среда обитания: | часть тень, тень, солнце; от влажного до влажного; заболоченные леса, заросли |
Сезон плодоношения: | лето |
Высота растений: | От 2 до 6 футов |
Состояние индикатора заболоченных земель: | GP: FACW MW: FACW NCNE: FAC |
MN County distribution (щелкните карту, чтобы увеличить) : | |
Национальное распределение (щелкните карту, чтобы увеличить) : |
Выберите изображение для увеличения .См. Описание значков в глоссарии.
Подробная информация
Фиддлхед:
Растения всходят ранней весной; стебель может быть покрыт очень короткими белыми волосками, которые обычно не сохраняются.
Листья и стебли:
Лист когда-то сложный, листочки глубоко лопастные, разделены почти до середины нерва. В очертаниях листовая пластинка (вайя) наиболее широкая выше середины, быстро сужается на конце, постепенно сужается к основанию, почти до земли (в форме страусового пера).Самые низкие листочки всего около 1 дюйма в длину.
Вены прямые, не раздвоенные, с шевронным рисунком, наиболее заметным на нижней стороне. Средняя жилка створки может быть в разной степени покрыта короткими волосками. Листья, почти прямостоячие или изогнутые, растут в виде круглого комка с плодоносящим плодородным колосом (если есть) в середине. Листья отмирают с первыми заморозками.
Споры:
У страусиного папоротника есть по крайней мере 1 колос высотой от 20 до 50 дюймов, растущий в центре группы листьев.25 или более пар жестких «стручков» трубчатой формы содержат споры в виде бусинок. Эти плодородные листья изначально зеленые, но со временем становятся темно-коричневыми и сохраняются всю зиму, выпуская споры следующей весной, прежде чем снова отмирать.
Примечания:
Поскольку листья, размер и общая структура страусиного папоротника, коричного папоротника ( Osmundastrum cinnamomea ) и прерванного папоротника ( Osmunda Claytoniana ) очень похожи друг на друга, их легче всего отличить по плодоносящим плодородным листьям. .Если спор нет, самый простой способ отличить 3 вида — перевернуть лист и посмотреть, есть ли пучок волос на стыке основного стебля и листочка — только коричный папоротник имеет эту особенность. Страусиный папоротник можно отличить по форме листа, напоминающему страусиное перо, с очень короткими листочками, спускающимися почти до земли, и отсутствием раздвоенных жилок на нижней стороне листочков. Прерванный папоротник имеет раздвоенные жилки, а его нижние листочки имеют длину около 3 дюймов.Плодородные листья страусиного папоротника также похожи на листья чувствительного папоротника ( Onoclea sensibilis ), который обычно короче и имеет всего от 5 до 11 пар споровых структур. Страусиный папоротник использовался в озеленении, но может быть немного агрессивным и образовывать большие колонии. Лепешки съедобные, довольно вкусные, обжаренные в небольшом количестве масла (а чего нет!). Существует 2 разновидности M. struthiopteris , с var. struthiopteris произрастает в Евразии и var. pensylvanica в Северной Америке.
Еще фотографии
Фотографии К. Чайки, сделанные в округах Рамси и Пайн. Фотографии любезно предоставлены Питером М. Дзюком, сделанные в округе Олмстед и в частном саду в округе Анока.
Комментарии
Вы видели это растение в Миннесоте, , или у вас есть какие-нибудь комментарии по этому поводу?
.