Двигатель ал 41: Часть 2. Двигатель V поколения как объективная реальность

Содержание

Часть 2. Двигатель V поколения как объективная реальность

Это были принципиально новые, не опирающиеся на конкретные прототипы, изделия. Некоторые технологии, использованные в двигателе YF119-PW, проходили предварительную отработку на запущенном в серию раньше ТРДДФ F110-PW-229 поколения IV+, но создавались эти технологии именно для AFE.

 

Российские двигатели V поколения АЛ-41Ф конструкции московского НПО «Сатурн» им. А.М. Люльки и Д30Ф9 пермского ПО «Авиадвигатель» опирались на изделия поколения IV. Причем пермский ТРДДФ, по сути, «вырос» еще из первого Д-30 поколения II. Из-за этого многие эксперты относят эти двигатели лишь к поколению IV++, не обращая особого внимания на суть и объем внесенных изменений.

 

Использование в качестве базы для двигателя нового поколения серийного изделия поколения предыдущего могло бы позволить быстрее довести их до стадии летных испытаний, если бы они не появились в такое неподходящее время.

«Перестройка» привела к полному развалу СССР, и на фоне этого катаклизма провал с их внедрением в серию выглядел уже «мелкой неприятностью», хотя какое разочарование испытали тысячи людей, участвовавших в их создании! Первый полет истребителя Сухой С-37 МФИ состоялся 25 сентября 1997 г., а соревновавшегося с ним 1.42 МФИ конструкции АНПК «МиГ» им. Микояна 29 февраля 2000 г., испытания обоих шли довольно долго, но в серийное производство они так и не поступили.

Американские истребители V поколения должны были получить и принципиально новые двигатели. На фото не пошедший в серию прототип Нортроп YF-23 и его двигатель Дженерал Электрик YF120-GE (GE37)
Фото: G. Brosett // архив автора

Советский и российский истребитель V поколения Сухой С-37 (Су-47) получил двигатели Д30Ф9, которые можно считать глубоким развитием ТРДД еще поколения II типа Д-30. Если смотреть на название, а не разбираться в конструкции
Фото: camoblood.ru

Американцам на испытания и доводку двигателей AFE понадобилось 10 лет – первый серийный F119-PW-100 был собран только в 2000 г. Он значительно отличался от прототипа и имел ограничения по тяге, тем не менее, позволил начать строевую эксплуатацию парка самолетов F-22A и тем самым приступить к последнему и главному этапу доводки самой силовой установки – устранению её дефектов по результатам этой самой эксплуатации.

 

В ходе испытаний первых российских самолетов V поколения удалось выполнить лишь часть программ, посвященных отработке их силовых установок, но тот опыт, который удалось получить, говорил о том, что эволюционный путь не дает таких быстрых результатов, на которые рассчитывали. Тем не менее, разработка двигателя V поколения в России продолжилась в том же ключе, но с более радикальными переделками. По сравнению с АЛ-41Ф, новый АЛ-41Ф1 имел 80% отличающихся деталей и узлов, появились регулируемый ВНА и широкоходная первая ступень компрессора, внедрили управление по принципу FADEC (с описанными в 1-й части отличиями), даже размеры проточной части и лопаток роторов пришлось увеличить. Как и в американском двигателе, часть сложных сборочных единиц была заменена монолитными деталями.

Все это потребовало огромных усилий и капиталовложений не только в силу технической сложности задачи, но и потому, что после длительного периода «сидения без госзаказа» оборонная, в т.ч. и авиационная промышленность Российской Федерации вынуждена была выбираться из «долговой ямы», набрав кредитов, чтобы хоть как-то выжить. Кроме того, она была вынуждена перестраиваться на ходу, «варясь в собственном соку», почти без поддержки государства, к которой так привыкла.

  

Проблема менеджмента

 

Разработка двигателя АЛ-41Ф1 (изделие 117) была начата в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Демон» для истребителей IV++ и поколения V в «лихие девяностые». В этой программе главную роль играли институты, ОКБ и заводы, которые были основаны еще в советские годы и уже мели то тяжелое время существенно пострадали и были вынуждены менять свою организационную структуру. Вообще удивительно, что тогда они смогли сделать такой двигатель и в конце 1990-х гг. начать его летные испытания на летающей лаборатории, переоборудованной из МиГ-25.

 

Это было время реформ по Гайдару и Чубайсу, изобретателям «шоковой терапии» для здоровой экономики. Да, новая форма их существования действительно лучше соответствовала требованиям, которые диктовали условия, в которые промышленность загнали, но она была направлена на экспортные задачи и лишена управляющего административного органа, координирующего такие сложные программы, выполняемые в интересах собственных вооруженных сил.

 

Головным исполнителем проекта «117» стал филиал НПО «Сатурн» – Научно-технический центр (НТЦ) им. А.М. Люльки, на который приходится примерно 70% объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Его возглавляет Генеральный конструктор Евгений Марчуков, который является ответственным за общую разработку двигателя. Создание компрессора высокого давления поручено НПЦ газотубостроения «Салют». Опытное производство НПО «Сатурн» изготовило несколько партий деталей, узлов, модулей и комплектных двигателей для испытаний, а также большое количество специального стендового оборудования.

В производственном процессе с самого начала участвовало и серийное предприятие – Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), которое провело практическую отработку всего пакета необходимых технологий. В НИОКР также принимали участие научные учреждения (прежде всего, Центральный институт авиационного моторостроения – ЦИАМ), а также ОКБ им. П.О. Сухого, для самолетов которого этот двигатель предназначался.

 

Одной из самых болезненных проблем российской авиапромышленности постперестроечного периода стало разрушение централизованной системы административного управления, что затрудняло координацию усилий организаций-участников в выполнении столь сложных программ. Когда на рубеже 90-х гг. в Кремле сменилась власть, одной из первых ее задач стало восстановление управляемости «сектора реальной экономики», т.е. промышленности. И это оказалось необходимо не только потому, что в здесь для государственной собственности все еще оставалась достаточно велика – без общей координации и частник не очень-то эффективно работал.

 

Для этого надо было создать внятную и вменяемую систему взаимоотношений с теми частными и полугосударственными предприятиями, которые работали хорошо, и помочь восстановить продуктивный потенциал тем, кто такую способность подрастерял.

 

Когда президентом России стал Владимир Владимирович Путин и заговорили о «вертикали власти», многие либеральные экономисты предрекали возврат к системе жесткого администрирования, однако этого не произошло. Мы не будем здесь разбирать, чем отличаются созданные для управления «подотраслями» промышленности корпорации от осуществившего в Советском Союзе министерств, обратим внимание лишь на их более узкую направленность. Например, за общую организацию НИОКР в рамках всей программы создания двигателя АЛ-41Ф1, организацию его серийного производства, выполнение Гособоронзаказа и продвижение изделия на внешний рынок осуществляет Объединенная двигательная корпорация (ОДК), тогда как в Министерстве авиапромышленности «советского образца» это был лишь уровень одного главка.

 

О том, хорошо или плохо ОДК и другие корпорации работают, разнообразные эксперты спорят с момента их появления, приводя в качестве аргументов конкретные факты их успешной деятельности и различных неудач и нарушений. Однако очевидно одно – при всех недостатках такая система лучше её отсутствия. Ведь что было до того все еще хорошо помнят.

 

В последнее время вновь заговорили о том, что вошедшие в такие корпорации (в т.ч. и в ОДК) предприятия должны получить больше свободы действий, и это позволит привлечь им больше инвестиций. Что же, дополнительные средства – это хорошо. Но орган, который будет направлять деятельность разнородных предприятий в русло конкретного проекта и жестко контролировать их деятельность, в т.ч. финансовую, должен остаться. Иначе все может повториться.

 

От изделия 117 к изделию 117С

 

Как же российские моторостроители шли к двигателю V поколения?

 

Путь этот оказался очень непрост и не только по причинам финансового и менеджерского плана, но и по чисто техническим. Так на двигателе АЛ-41Ф1 не удалось довести цифровую систему с полной ответственностью до такого уровня надежности, который бы позволил отказаться от электронно-гидромеханического дублирования. И на серийном АЛ-41Ф1С (изделие 117С) она вновь появилась, причем аналоговая.

Турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) поколения IV+ с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа» используется на серийном самолете Су-35С и для I этапа испытаний истребителя пятого поколения ПАК ФА

Фото: http://bastion-karpenko.ru

Хорошо это или плохо? Естественно, это дополнительный вес, объем и «лишние» коммуникации. Да, она при выходе из строя основной системы не сможет её заменить в полном объеме и обеспечит лишь выход из боя. Но судя по опыту эксплуатации пассажирских самолетов, полные отказы FADEC – вещь не редкая даже в мирной жизни, а если завтра война?

 

Заказчик был недоволен величиной межремонтного ресурса – ее удалось увеличить, но ценой ограничения взлетной форсажной тяги с 15000 до 14500 кгс, зато одновременно снизили и массу на 50 кг (это с «тяжелой и старой» системой регулирования), и удельный вес не пострадал.

 

Несколько ухудшились показатели тяги, отнесенной к площади входного сечения и объему двигателя, но за счет улучшения его газодинамики удалось вновь добиться выхода на сверхзвуковой бесфорсажный крейсерский режим – причем для самолета Су-35 с аэродинамикой поколения IV.

 

К 2007 г. было построено 7 опытных двигателей АЛ-41Ф1С. Летные испытания прошли на переоборудованном в летающую лабораторию истребителе Т10М-10. В феврале 2008 г. НПО «Сатурн» завершило стендовые испытания двигателя и начало лётные на опытном Су-35, которые завершились 20 февраля 2008 г.

 

Входящее в состав Объединенной двигателестроительной корпорации России Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) 9 августа 2010 г. начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для самолетов Су-35С, строящихся в Комсомольске-на-Амуре и в 2011 г. первые такие истребители поколения IV++ начали поступать в строевые части ВВС РФ. Завод УМПО получил первый заказ на поставку 96 двигателей 117С до 2015 г. , на 2015…2020 гг. планируется закупка еще 96 двигателей.

Истребители поколения IV++ Сухой Су 35С серийной постройки имеют двигатели АЛ-41Ф1С
Фото: paralay.com

Война моторов в разгаре

 

Итак, двигатель АЛ-41Ф1С сделан и выпускается серийно и эксплуатируется в строевых частях на самолете Су-35С, о котором писал НиТ № 8 в 2013 г. Он вышел на этот этап в ускоренном режиме в т.ч. и «с помощью» ограничения на 500 кгс тяговых показателей (как в свое время и американский F119-PW-100). Это несколько снижает летные данные самолета в том виде, в котором он есть сейчас, но ускоряет его отработку и приближает то время, когда самолет обретет полные свои возможности.

 

Подробные характеристики двигателей АЛ-41Ф1, АЛ-41Ф1С и их зарубежных аналогов по понятным причинам остаются секретными. Обнародованы лишь величины их тяг на взлете, размеры и масса. И из этих данных следует, что российское изделие превосходит американское по такому важнейшему показателю как удельный вес (отношение сухой массы к тяге), а также по отношению тяги к площади поперечного сечения и объему, занимаемому двигателем в фюзеляже.

 

Но важно не только это. Как мы уже неоднократно говорили на страницах нашего журнала, существенные преимущества российскому истребителю Сухой Т-50 дает легкое, осесимметричное сопло с хорошей внутренней и внешней аэродинамикой, а также способ управления вектором тяги, обеспечивающий его всеракурсное отклонение. Вкупе с удачной компоновкой Т-50 это и является залогом более высоких характеристик российских истребителей в маневренном воздушном бою, роль которого сегодня всё также велика, как и прежде.

Американский истребитель V поколения Локхид-Мартин F 22А имеет и двигатели поколения V
Фото: paralay.com

Вариант двигателя АЛ-41Ф1 – АЛ-41Ф1С («Изделие 117С»)
Фото: paralay.com

Сильной стороной американского двигателя F119-PW-100 традиционно остается ресурс, что при более высокой цене самого двигателя и его ремонта снижает общую стоимость жизненного цикла самолета. Тем не менее, по отношению к отечественным ТРДДФ предыдущего поколения создателям АЛ-41Ф1 удалось существенно продвинуться вперед и в этом направлении. Сегодня серийный двигатель АЛ-41Ф1С имеет взлетную тягу на форсаже 14500 кгс и 8800 кгс без него и при этом его начальный назначенный ресурс достиг 4000 ч, ресурс до 1-го контрольно-восстановительного ремонта (КВР) и межремонтный – 1500 кгс, но это еще предстоит подтвердить в условиях широкой летной эксплуатации.

 

Для истребителя V поколения Т-50 (ПАК ФА) – Су-57 это двигатель «I этапа», т.е. ему на смену идет изделие этапа II. Именно он должен быть на тех серийных истребителях Су-57, которые предназначены не для войсковых эксплуатационных испытаний, а для строевой службы.

 

Двигатель II этапа для Су-57 есть!

 

Рассказывая на страницах журнала «Наука и Техника» о создаваемом в России «Перспективном авиационном комплексе фронтовой авиации», который ныне получил официальное обозначение Су-57, мы говорили, что серийный самолет для достижения проектных характеристик должен получить силовую установку II этапа с двигателями «Изделие 30» поколения V+. То, что самолет Т-50 вышел на летные испытания не с ними, объясняется прозаической причиной их отсутствия на тот момент. Но дело делалось.

 

Разработка ТРДДФ «30» начата конструкторским бюро АООТ «Люлька-Сатурн», которое является филиалом ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» Объединенной двигателестроительной корпорации России. Проектирование было начато под руководством Генерального конструктора предприятия В. Чепкина. Сложность задачи предопределила большой объем научно-исследовательских работ (НИР), которые пришлось сделать, прежде чем приступать к проектированию двигателя в целом и строительству его опытных образцов. Далеко не все они рассекречены, лишь некоторые известны по номерам и основному содержанию, т.к. проходили по «открытым» статьям госбюджета. Это тема «129» – трехступенчатый компрессор низкого давления, «133» – газогенератор (пятиступенчатый компрессор высокого давления – основная камера сгорания – одноступенчатая турбина высокого давления), «135» – системы двигателя и «137» по системам двигателя. Отдельная НИР была проведена по разработке одноступенчатой турбины низкого давления, но ее номер не известны, результаты всех этих по понятным причинам не разглашаются, но общий известен: 11 ноября 2016 г. состоялся первый запуск двигателя на стенде, а 5 декабря 2017 г. он был испытан в воздухе. Для этого этапа испытаний его установили в левой мотогондоле опытного истребителя Т50-2, который был оснащен контрольно-записывающей аппаратурой и превращен в летающую лабораторию. Первый полет продолжительностью 17 минут на Т50-2 ЛЛ выполнил с аэродрома ЛИИ летчик-испытатель ОКБ имени Павла Осиповича Сухого Герой России Юрий Богдан.

Самолет Т50-2, переоборудованный в летающую лабораторию для испытаний двигателей изделие 30 для силовой установки ПАК-ФА II этапа
Фото: topwar.ru

Конструкция двигателя «30» засекречена, лишь немногое о нем известно точно, об остальном пока можно лишь строить предположения.

 

Двигатель имеет предельно компактную модульную конструкцию. У него всего 10 ступеней ротора, тогда как у F129-PW и АЛ-41Ф1С их 11, а у F135-PW-100 и -400 – 12. Он состоит из трехступенчатого компрессора низкого давления, пятиступенчатого компрессора высокого давления, основной камеры сгорания, одноступенчатых турбин высокого и низкого давления, форсажной камеры, регулируемого сопла с вектором тяги всеракурсного отклонения. На корпусе установлены блок топливной автоматики, коробка приводов агрегатов самолета, устройство отбора давления для питания системы кондиционирования воздуха и других потребителей на борту самолета, а также блок цифровой системы управления, который связан с системами основного управления самолетом, механизацией крыла и шасси самолета.

 

Это что мы знаем, остальное – предположения. Один из самых спорных моментов – конструкция входного направляющего аппарата и первой ступени компрессора. Есть два противоположных мнения: она полностью заимствовала у изделия 117С и другое – она полностью новая. Сторонники этой точки зрения утверждают, что особенностью двигателя «30» является криволинейная форма лопаток ротора и статора ВНА, ранее отработанная на ТРДД большой двухконтурности для пассажирских и грузовых самолетов.

Входная ступень широкоходного ТРДДФ для истребителя поколения V+ – в некоторых источниках указано, что это стендовый образец экспериментального компрессора, который был использован для создания ТРДДФ «30» – двигателя II этапа для истребителя ПАК ФА / Т-50 / Су-57
Фото: forums.airbase.ru

Там за счет такой формы лопаток удалось улучшить устойчивость работы двигателя как в полете, так и при попадании воды при движении по взлетно-посадочной полосе – у самолета Су-57 воздухозаборники расположены пусть и не так, как у авиалайнера с двигателями под крылом, но все же довольно низко и это требует учитывать такой фактор.

 

Криволинейная форма также рассеивает отраженный сигнал РЛС и при правильном ее подборе может значительно снизить его интенсивность, уменьшив тем самым расстояние, с которого противник будет способен обнаруживать Су-57 и брать его на сопровождение своим радаром или головкой самонаведения ракеты.

 

Сопло двигателя «30» также значительно отличается от этого агрегата на АЛ-41Ф1С, поскольку рассчитано на большую тягу. Еще один момент – зубчатая форма кромок как на американском ТРДДФ F135-PW. Она также служит для снижения радиолокационной заметности в своем ракурсе.

Показ новых двигателей разработки «Люлька-Сатурн» мэру Москвы. Считается, что это первый подробный снимок ТРДДФ II этапа для истребителя поколения V+ ПАК ФА / Т-50 / Су-57 – изделие «30». На борту Су-57 механика створок сопла закрыта внешним венцом створок, который является агрегатом самолета
Фото: www.youtube.com

 Поставлена задача достичь взлетной тяги на полном форсаже 17500 кгс при сухой массе 1400 кг. Если это удастся, тогда «тридцатка» будет самым совершенным ТРДДФ в отношении удельного веса военный ТРДДФ – этот показатель у него должен быть 0,080 против 0,087 у Пратт-Уитни F135-PW-100 самолета «Лайтнинг» II и 0,111 у более старого, но тоже V поколения F119-PW-100 на «Рапторе».

 

Необычно высока у него и степень форсирования – 60%, тогда как у F135-PW-100 эта величина равна 34,9%, а у F119-PW-100 – лишь 25,7%. Это означает, что бесфорсажная тяга сравнительно невелика, а коли так, то мал и крейсерский расход топлива. При этом сообщается, что крейсерский режим у самолета Су-57 с двигателями II этапа остается сверхзвуковым, так как без этого самолет не может принадлежать к V поколению.

 

Можно смело предположить, что такая большая степень форсирования, которая очевидно велика и на полетных режимах, обеспечит Су-57 такие характеристики разгона от крейсерской до боевой скорости, которые недоступны американским истребителям F-22 и F-35. Мало того, с такой тягой следует ожидать и превосходства в максимальном числе М и высоте полета.

 

Таковы в вкратце цели, которые были поставлены перед создателями двигателя «30» – конструкторским бюро «Люлька-Сатурн» и УМПО. Желающие же ознакомиться с эволюцией современных ТРДДФ подробнее могут посмотреть приведенную ниже таблицу, где сравнение приведено наглядно в цифрах.

 

Таблица Двигатели истребителей 5 поколения

 

Долгое время военные не требовали роста этих показателей, т. к. стремление затруднить противнику обнаружение своего самолета локатором заставляло «жаться к земле». Внедрение технологий искусственного снижения радиолокационной заметности изменило тактику применения авиации, она стала гораздо чаще использовать максимальные высоты и скорости, добиваясь значительного роста радиуса действия за счет оптимизации соотношения тяги силовой установки и аэродинамического сопротивления самолета, которое на высоте лучше, чем у земли. И в результате теперь, как и на заре реактивной авиации, скорость и высотность снова становятся решающими показателями и при нанесении удара по наземной цели, и для перехвата бомбардировщика, и даже в маневренном воздушном бою.

 

Естественно, все преимущества двигателя «30» дадут реальный эффект в виде превосходных летных качеств самолета Су-57 только в случае успешного завершения их испытаний. А до этого еще далеко, и на пути создателей и самолета ПАК ФА, и двигателя для него по-прежнему стоят не только технические, но и организационные препоны.

 

И самая неприятная из них – внезапное изменение отношения к программе со стороны первых лиц государства, в том числе и выходцев из среды ВВС, а теперь чиновников. Об этом на сайте мы говорили достаточно подробно и повторяться нет нужды, здесь же заметим, что задержка с началом серийного выпуска Су-57 (а 12 заказанных машин для войсковых эксплуатационных испытаний полноценной серией считать нельзя) отразится и на судьбе двигателя «изделие 30».

 

Сейчас вновь заговорили о беспилотных истребителях как о VI поколении реактивных самолетов этого класса. Оставив в стороне спорность самой этой тенденции, можно смело сказать, что для нового поколения самолетов всегда было нужно и новое поколение двигателей. И если сейчас отказаться от Су-57 с двигателями «30» в пользу этого самого VI поколения в любом его виде, то нужно будет строить совершенно новый самолет с совершенно новой силовой установкой. И процесс этот будет напоминать не запрограммированную на успех планомерную эволюцию, а прыжок через пропасть отсутствующего звена с непредсказуемым результатом.

 

И еще – колоссальные деньги, которые были вколочены в проектирование, постройку и испытания самолета ПАК ФА и его силовой установки окажутся просто потраченными впустую. Почему? Все просто: не испытания, а строевая эксплуатация нового образца сложной техники и лишь одна она показывает, насколько правильны были решения, заложенные в его основу, куда надо двигаться дальше и стоит ли на эти решения опираться.

Летные испытания ТРДДФ II этапа изделие «30» на превращенном в летающую лабораторию самолете ПАК ФА Сухой Т-50 борт 052
Фото: youtube.com

Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

 

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги, постеры, магниты, календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Двигатель АЛ-41Ф-1 для Су-57. Мнение специалиста о технологии разработки авиационных двигателей

«Государств, способных производить современные авиационные турбореактивные двигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием. Или тех, что запускают в космос спутники. Всего четыре страны — Великобритания, Россия, США и Франция — владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей.» (Из интервью «Российской газете» академика РАН Евгения Каблова).

«Несмотря на предпринимаемые усилия, Китай производить современные авиадвигатели пока не может. Да, китайские ученые быстро скопировали наш истребитель, однако скопировать его двигатель АЛ31Ф им до сих пор не удалось.

Вот почему технологии разработки авиационных двигателей оберегаются как важнейшая государственная тайна. И касается это не только военной авиации, но и гражданского флота. «, — сказал в интервью Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), президент Ассоциации государственных научных центров «Наука», академик РАН Евгений Каблов.

Итак, двигатель «первого этапа» АЛ-41Ф-1 для истребителя Су-57 запущен в серийное производство. Сейчас идут работы над двигателем «второго этапа» для Су-57.

«Двигатель отличает способность обеспечивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также полностью цифровая система управления», — говорится в презентации о новом двигателе. Первый испытательный полет двигателя «второго этапа» состоялся в декабре 2017 в составе Су-57.

На данный момент

Созданный «ОКБ им. А. Люльки» филиалом ПАО «ОДК-УМПО» двигатель АЛ-41Ф-1 обеспечивает новейший перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации самолет Су-57 разработки ПАО «Компания «Сухой» конкурентоспособными характеристиками, такими как сверхманевренность, тяговооруженность, малая заметность.

Основные преимущества двигателя АЛ-41Ф-1 по сравнению с предшественниками:

  • Повышенная тяга;
  • Снижение заметности;
  • Плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания;
  • Принципиально новая электронная система автоматического управления (САУ) двигателем на основе электронного цифрового регулятора с полной ответственностью, интегрированная с системой управления объектом, обеспечивающая управление, контроль и автоматизированное диагностирование изделия и его основных элементов.
  • Многократное резервирование систем управления двигателем позволяющее сохранять работоспособность после воздействия различных поражающих факторов.
Разработка двигателя АЛ-41Ф-1 начата в 2004 году. Двигатель успешно прошел государственные стендовые испытания, теперь передан в серийное производство.

Двигатель АЛ-41Ф-1 поколения «5-» для силовой установки ПАК ФА Су-57 — это первый отечественный двигатель для самолетов фронтовой авиации, обладающий свойствами малозаметности и оснащенный системой автоматического управления типа FADEC на российской компонентной базе. В ходе испытаний подтверждены требования, предъявляемые к двигателям боевой авиации.

В 2017 году завершены государственные стендовые испытания двигателя. В декабре 2017 года состоялся первый полет двигателя 5-го поколения в составе самолета Су-57. В феврале 2018 года оформлен Акт государственных стендовых испытаний.

Всего в ходе ОКР изготовлено 38 двигателей АЛ-41Ф-1. Изделия, предназначенные для летных испытаний, проходят опытно-летную эксплуатацию в составе 10 самолетов Су-57.

Двигатель АЛ-41Ф-1 является модернизацией двигателя АЛ-41Ф-1С разработки ОКБ им. А. Люльки, успешно прошедшего государственные стендовые испытания в 2014 году. Основным отличием от двигателя АЛ-41Ф-1С является новейшая электронная система управления, обеспечивающая адаптивное управление силовой установкой самолета Су-57 в различных условиях эксплуатации, во всем диапазоне применения. Именно эта система будет развиваться и применяться в последующих разработках.

«Показатель высочайшего уровня развития машиностроения»

Евгений Каблов: «В 70-е годы прошлого века перед авиационной промышленностью СССР стояла задача освоения в производстве ГТД четвертого поколения для новейших истребителей: легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. Изначально двигатели этого поколения имели турбину с литыми лопатками с высокой эффективностью охлаждения. Сложная конструкция внутренней полости охлаждаемой лопатки приводила к их термоусталостному разрушению при наработке только 30 процентов ресурса.

«Показатель высочайшего уровня развития машиностроения» Евгений Каблов: «В 70-е годы прошлого века перед авиационной промышленностью СССР стояла задача освоения в производстве ГТД четвертого поколения для новейших истребителей: легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. Изначально двигатели этого поколения имели турбину с литыми лопатками с высокой эффективностью охлаждения. Сложная конструкция внутренней полости охлаждаемой лопатки приводила к их термоусталостному разрушению при наработке только 30 процентов ресурса.

Я больше скажу. Способность государства производить литые охлаждаемые лопатки — показатель высочайшего уровня развития машиностроения.»

Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Появились качественные фотографии двигателя второго этапа для Су-57

Продолжается второй этап испытаний двигателя «изделие 30» для многофункционального истребителя пятого поколения Су-57. В Сети появились качественные фотографии нового двигателя, на представленном фото — это левый двигатель с укороченным соплом. По утверждению журнала «Наука и техника», фотографии сделаны 16 марта во время лётных испытаний, которые активно ведутся в ОКБ имени Сухого.

По мнению автора статьи Макса Босермана, «изделие 30» «имеет встроенную плазменную систему зажигания и управления вектором тяги, а модернизированные форсунки должны обеспечивать зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина». Как считает автор сюжета, это поможет избежать «факеления», что снизит заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне. Еще одним важным новшеством «изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности — двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета.

 


В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф, 670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме, но превосходит его по показателю удельной тяги.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные от большого количества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

Ссылаясь на открытые данные, «Наука и техника» сообщает, что максимальная тяга «изделия 30» составляет 11000 кгс, форсажная — 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2. Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах полёта.

На фото: летающая лаборатория Су-57 (052) с двигателем «изделие 30». © Михаил Поляков / https://vk.com/michaeldec
Дополнительные фото доступны по ссылке.

Загрузка…

АЛ-41Ф-1С | Авиация России

Истребительный авиаполк Западного военного округа дислоцированный в Тверской области получит в 2021 году по государственному оборонному заказу партию истребителей Су-30СМ с модернизированным двигателем АЛ-41Ф1С, сообщает пресс-служба ЗВО. На сегодняшний день подобные двигатели устанавливаются на серийные самолёты поколения 4++ Су-35С. Высокоманёвренный многоцелевой истребитель Су-30СМ разработан в ОКБ Сухого и серийно выпускается […]

Подробнее

Глава российской Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь подтвердил, что весь флот истребителей Су-30СМ, а это более 110 самолётов, будет унифицирован в части силовой установки с истребителями Су-35С — двигатели АЛ-31ФП будут заменены на АЛ-41Ф1С. Об этом стало известно из сообщения издания Indian Aerospace Defence News — IADN в социальной сети […]

Подробнее

Истребители Су-30СМ в результате модернизации получат двигатели АЛ-41Ф1С, который устанавливается на Су-35С, сейчас на самолётах этого типа стоит двигатель АЛ-31ФП, который является развитием базового двигателя АЛ-31Ф истребителя Су-27. Это стало известно из работы (http://www.aviationunion.ru/Files/Nom_5_UMPO.pdf), поданной Уфимским моторостроительным производственным объединением (ОДК-УМПО) на конкурс «Авиастроитель года». «В рамках исполнения поручения президента РФ, […]

Подробнее

Натурный образец турбовинтового двигателя, созданного для регионального авиалайнера Ил-114-300 и лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В, представлен на Международном форуме двигателестроения в Москве. Об этом сообщает ТАСС, цитируя пресс-службу Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Международный форум двигателестроения (МФД-2018) начал свою работу 4 апреля в одном из павильонов ВДНХ. «Впервые на выставке ОДК демонстрирует […]

Подробнее

Объединённая двигателестроительная корпорация на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017 представит масштабную экспозицию из уже действующих двигателей для авиации и стратегически важных отраслевых проектов, сообщает пресс-служба ОДК. Гости стенда корпорации смогут увидеть двигатель ПД-14, создаваемый для российского авиалайнера МС-21, двигатели для боевой авиации АЛ-41Ф-1С и РД-33МК, вертолётные двигатели ТВ7-117В и ВК-2500ПС, малоразмерный […]

Подробнее

Часть 2. Двигатель V поколения как объективная реальность

Первая часть статьи

В Америке создание двигателей AFE (Advanced Fighter Engine) для истребителей V поколения началось с исследовательских работ в 1980 г., а практическое проектирование стартовало в 1983-м. Его итогом стали два опытных ТРДДФ — Пратт-Уитни YF119-PW (PW5000) и Дженерал Электрик YF120-GE (GE37). В конце 80-х они были установлены на испытательные стенды, а в середине 1990 г. появились на опытных истребителях Нортроп YF-23 и Локхид-Мартин YF-22.

Это были принципиально новые, не опирающиеся на конкретные прототипы, изделия. Некоторые технологии, использованные в двигателе YF119-PW, проходили предварительную отработку на запущенном в серию раньше ТРДДФ F110-PW-229 поколения IV+, но создавались эти технологии именно для AFE.

Российские двигатели V поколения АЛ-41Ф конструкции московского НПО «Сатурн» им. А.М. Люльки и Д30Ф9 пермского ПО «Авиадвигатель» опирались на изделия поколения IV. Причем пермский ТРДДФ, по сути, «вырос» еще из первого Д-30 поколения II. Из-за этого многие эксперты относят эти двигатели лишь к поколению IV++, не обращая особого внимания на суть и объем внесенных изменений.

Использование в качестве базы для двигателя нового поколения серийного изделия поколения предыдущего могло бы позволить быстрее довести их до стадии летных испытаний, если бы они не появились в такое неподходящее время. «Перестройка» привела к полному развалу СССР, и на фоне этого катаклизма провал с их внедрением в серию выглядел уже «мелкой неприятностью», хотя какое разочарование испытали тысячи людей, участвовавших в их создании! Первый полет истребителя Сухой С-37 МФИ состоялся 25 сентября 1997 г., а соревновавшегося с ним 1.42 МФИ конструкции АНПК «МиГ» им. Микояна 29 февраля 2000 г., испытания обоих шли довольно долго, но в серийное производство они так и не поступили.


Американские истребители V поколения должны были получить и принципиально новые двигатели. На фото не пошедший в серию прототип Нортроп YF-23 и его двигатель Дженерал Электрик YF120-GE (GE37).
Источник: G. Brosett // Сергей Мороз

Советский и российский истребитель V поколения Сухой С-37 (Су-47) получил двигатели Д30Ф9, которые можно считать глубоким развитием ТРДД еще поколения II типа Д-30. Если смотреть на название, а не разбираться в конструкции.
Источник: camoblood.ru

Американцам на испытания и доводку двигателей AFE понадобилось 10 лет — первый серийный F119-PW-100 был собран только в 2000 г. Он значительно отличался от прототипа и имел ограничения по тяге, тем не менее, позволил начать строевую эксплуатацию парка самолетов F-22A и тем самым приступить к последнему и главному этапу доводки самой силовой установки — устранению ее дефектов по результатам этой самой эксплуатации.

В ходе испытаний первых российских самолетов V поколения удалось выполнить лишь часть программ, посвященных отработке их силовых установок, но тот опыт, который удалось получить, говорил о том, что эволюционный путь не дает таких быстрых результатов, на которые рассчитывали. Тем не менее, разработка двигателя V поколения в России продолжилась в том же ключе, но с более радикальными переделками. По сравнению с АЛ-41Ф, новый АЛ-41Ф1 имел 80% отличающихся деталей и узлов, появились регулируемый ВНА и широкоходная первая ступень компрессора, внедрили управление по принципу FADEC (с описанными в 1-й части отличиями), даже размеры проточной части и лопаток роторов пришлось увеличить. Как и в американском двигателе, часть сложных сборочных единиц была заменена монолитными деталями. Все это потребовало огромных усилий и капиталовложений не только в силу технической сложности задачи, но и потому, что после длительного периода «сидения без госзаказа» оборонная, в т.ч. и авиационная промышленность Российской Федерации вынуждена была выбираться из «долговой ямы», набрав кредитов, чтобы хоть как-то выжить. Кроме того, она была вынуждена перестраиваться на ходу, «варясь в собственном соку», почти без поддержки государства, к которой так привыкла.

Проблема менеджмента

Разработка двигателя АЛ-41Ф1 (изделие 117) была начата в рамках научно-исследовательской работы (НИР) «Демон» для истребителей IV++ и поколения V в «лихие девяностые». В этой программе главную роль играли институты, ОКБ и заводы, которые были основаны еще в советские годы и уже мели то тяжелое время существенно пострадали и были вынуждены менять свою организационную структуру. Вообще удивительно, что тогда они смогли сделать такой двигатель и в конце 1990-х гг. начать его летные испытания на летающей лаборатории, переоборудованной из МиГ-25.

Это было время реформ по Гайдару и Чубайсу, изобретателям «шоковой терапии» для здоровой экономики. Да, новая форма их существования действительно лучше соответствовала требо

41Ф — это… Что такое АЛ-41Ф?


«АЛ-41Ф» — советский/российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, разработанный НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Обладает изменяемой степенью двухконтурности, что позволяет развивать бо́льшую скорость без использования форсажа.

Разработка

Разработка двигателя для истребителей пятого поколения началась в 1982 году. Двигатель прошел испытания, было построено 28 штук, 17 из которых поддерживаются в рабочем состоянии.

Изначально двигатель предназначался для истребителей проекта МиГ 1.44 и удовлетворяет всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения — легкий, экономичный, надежный, имеет высокую тягу и позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, для чего была реализована изменяемая степень двухконтурности[2]. Проект МиГ 1.44 был закрыт, поэтому в серию двигатель так и не вошел.

Варианты

  • АЛ-41Ф — базовый вариант
  • АЛ-41Ф1 — двигатель первого этапа «117» для перспективных истребителей пятого поколения ПАК ФА
  • АЛ-41Ф1С — двигатель «117С» для истребителей Су-35С[1]
  • АЛ-41Ф2 — модернизированный двигатель
  • АЛ-41ФА — двигатель для истребителей пятого поколения размерности АЛ-31Ф[1]

АЛ-41Ф1

Для новых истребителей пятого поколения ПАК ФА двигатель АЛ-41Ф не подошел из-за слишком больших габаритов, поэтому на основе АЛ-41Ф, а также АЛ-31Ф и АЛ-31ФП был создан двигатель так называемого «первого этапа» — «Изделие 117» с меньшими размерами и, как следствие, меньшей тягой — 15000 кгс против 18000 кгс у АЛ-41Ф, однако, по сравнению с АЛ-31Ф и АЛ-31ФП, тяга выросла на 2500 кгс[3][4]. Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель на 80% состоит из новых деталей[5]. Из отличительных особенностей двигателя «Изделие 117» стоит отметить плазменную систему зажигания, всеракурсное управление вектором тяги (±20° в плоскости, ±16° в любом направлении) и полностью цифровую систему управления, включающую в себя лишь один гидравлический центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники, самолет сможет вернуться на базу на пониженном режиме[5].

См. также

Примечания

Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались
Прототипы ТР-1  · ТР-3  · ТР-2 Су-11, Ил-22, И-211
АЛ-5 Ил-46
АЛ-7 АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Бе-10, Ту-110
АЛ-21Ф АЛ-21Ф-3 Су-24, Су-17, МиГ-23Б
АЛ-31Ф АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37
АЛ-41Ф АЛ-41Ф1 (117)  · АЛ-41Ф1С (117С) Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1)

Новые мощные двигатели взлетают на Сухой Су-57

Новые, более мощные двигатели установлены на второй прототип истребителя пятого поколения Сухой Су-57, который также известен под российским сокращением ПАКФА. Самолет-невидимка совершил свой первый полет с новыми силовыми установками «Item 30» 5 декабря. По словам главного летчика-испытателя Сухого Сергея Богдана, полет длился 17 минут и прошел без происшествий.

Двигатель Item 30 описывается как поколение, опередившее АЛ-41ФМ1, установленного на других Су-57.Он обеспечивает примерно на две тонны больше тяги на взлете при 17 000 кг (37 500 фунтов) и, следовательно, дает заметный прирост тяговооруженности Су-57. В отличие от старой практики, когда одно конструкторское бюро возглавляло процесс разработки, новый двигатель является совместным усилием нескольких специализированных конструкторских бюро и инженерных групп на заводах-изготовителях, каждый из которых получает рабочие пакеты из центрального офиса Объединенной двигателестроительной корпорации (русское сокращение ODK). . Ключевыми компаниями, участвующими в разработке Объекта 30, являются УМПО в Уфе, Сатурн в Рыбинске и Салют в Москве.

Минобороны России ранее согласилось начать разработку и ограниченное производство Су-57 с двигателями АЛ-41ФМ1 из-за отсутствия добросовестного двигателя нового поколения, более подходящего для планера и его систем. Десять опытных образцов Су-57 совершили первые полеты в период с 2010 по 2014 год. Минобороны дополнительно заказало 12 серийных истребителей. Поставки начнутся в следующем году, и согласно текущим планам, российские ВВС ожидают два или три Су-57 к концу 2018 года, а остальные — в 2019 году.

Но сам АЛ-41ФМ1 был охарактеризован как двигатель следующего поколения на базирующейся в Рыбинске производственной компании «Сатурн». Сатурн (который принял московский конструкторский дом имени Архипа Люльки) разработал АЛ-41ФМ1 на базе АЛ-31Ф, установленного на истребителях семейства Су-27/30/34, через АЛ-41Ф, который так и не появился. оказание услуг. Этот более крупный двигатель, также известный как «Изделие 20», предназначался для двигателей Микояна Артикул 1.42 / 1.44 и Су-37. Но в серийное производство он не пошел, потому что оба типа истребителей были отложены после коротких летных испытаний.Вместо этого российские ВВС сделали выбор в пользу более легкого истребителя, который по размерам оказался между МиГ-29 и Су-27, для которых исходный АЛ-41Ф, развивающий около 20 000 кг (44 000 фунтов), был слишком большим.

По сравнению с AL-31F, AL-41FM1 (также известный как «Изделие 117») имеет вентилятор увеличенного диаметра 934 мм против 905 мм (36,8 дюйма против 35,6 дюйма) и работает при более высоких температурах газа за счет использования современные строительные материалы. Он развивает тягу 14500 кг (32000 фунтов) и весит около 1450 кг (3200 фунтов), тогда как AL-31F развивает тягу от 12300 до 12800 кг (27000-28000 фунтов) и весит около 1500 кг (3300 фунтов)

.

Другая версия двигателя Item 117, получившая обозначение АЛ-41Ф1С, была выбрана для многоцелевого истребителя Сухой Су-35С, поступившего на вооружение в 2014 году.Последний был принят ВВС России как переходный тип между истребителями четвертого и пятого поколений. Более половины из почти 100 заказанных Су-35 уже поставлены ВВС России.

Сколько Су-57 будет поставлено с двигателями АЛ-41ФМ1 до того, как производство перейдет на новые силовые установки Item 30, пока не ясно. В ОДК и ОАК говорят, что тестирование последнего займет пару лет.

Модернизированный Су-30МКИ будет оснащен двигателями Су-35

Су-30МКИ ВВС Индии получат двигатели Су-35 после модернизации

11:37 15.02.2017 (обновлено 11:44 15.02.2017)

Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов сообщил, что российские Су-30МКИ, эксплуатируемые ВВС Индии, после модернизации получат ТРДД АЛ-41Ф, предназначенные для самолетов поколения 4 ++, которые в настоящее время устанавливаются на истребители Су-35.

БЕНГАЛУРУ (Спутник) — российский Су-30МКИ, эксплуатируемый ВВС Индии, после модернизации получит турбовентиляторные двигатели АЛ-41Ф, предназначенные для самолетов поколения 4 ++, которые в настоящее время устанавливаются на истребители Су-35, генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Александр Артюхов сказал среда.

«Если говорить о модернизации самолета Су-30МКИ в части двигателя, то мы разработали двигатель АЛ-41Ф1С, он устанавливается на Су-35. Этот двигатель выставлен на нашем стенде и может быть использован на Су-30МКИ », — сказал Артюхов на пресс-конференции на Aero India 2017.

Он добавил, что двигатель значительно превосходит своих предшественников.

Сверхманевренный истребитель Сухой Су-30МКИ является версией Су-30МК, разработанной для Индии российской корпорацией Сухого.Парк ВВС Индии насчитывает более 200 самолетов российской разработки, построенных по лицензии индийской Hindustan Aeronautics Limited.

11-я выставка Aero India продлится до 18 февраля. В выставке принимают участие более 750 компаний из Индии и со всего мира.

Оригинал сообщения sputniknews.com

**** — КОНЕЦ — ****

Изделие (Изделие) ТРДД 117С (АЛ-41Ф1С) оценивается в 142 кН (31900 фунт-сила-сила)

19 февраля 2008 г. самолет Су-35 с двигателями 117С успешно выполнил первый испытательный полет.Указанные характеристики двигателя были подтверждены в ходе строгих стендовых и летных испытаний. Минобороны России является стартовым заказчиком Су-35.

Преимущества

Тяга двигателя 117С увеличена на 16% (до 14500 кгс) по сравнению с базовым двигателем АЛ-31ФП, ресурс увеличен вдвое (до 4 000 часов) при сохранении массы и габаритных размеров. Такие высокие параметры достигаются благодаря применению:
• нового высокотехнологичного компрессора низкого давления с повышенным расходом воздуха и КПД
• высокоэффективной турбины с повышенной надежностью и улучшенной системой охлаждения лопастей
• новой цифровой системы управления двигателем, интегрированной в систему управления полетом самолета.

Спецификация (H = 0, M = 0, MCA)

ДВИГАТЕЛЬ 117S
Максимальная тяга на форсаже, кгс 14 500
Тяга на боевом режиме:
• тяга на полном форсаже, кгс
• максимальная тяга на сухом, кгс
14 000
8 800
Максимальный срок службы, ч 4 000

Источник нпо-сатурн.ru

Индия обновит флот Сухого с помощью России

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

Мощный новый вариант Су-30 с непревзойденными летными характеристиками поступит в российские ВВС в 2021 году: ожидается экспорт в Индию


Ожидается, что в 2021 году российские ВВС примут на вооружение полностью новый вариант тяжелого истребителя Су-30, который основан на конструкции Су-30СМ и в настоящее время находится в производстве.

Истребители являются первыми вариантами Су-30, классифицированными российскими источниками как истребители поколения «4 ++», и будут первыми, в которых будут использованы возможности трехмерного управления вектором тяги и будут установлены новые двигатели АЛ-41, в частности АЛ-41Ф. -1С. АЛ-41 используется в ВВС России более шести лет и в настоящее время используется на истребителях Су-35, которые являются единственными действующими тяжеловесными истребителями поколения «4 ++». Су-30 и Су-35, в частности, основаны на планере Су-27 Flanker и имеют одинаковые размеры, хотя первый значительно дешевле и имеет ряд недостатков, включая меньшее использование композитных материалов, более высокое радиолокационное сечение, более слабые двигатели и менее мощный набор датчиков.По сообщениям, оснащение Су-30 двигателем АЛ-41 является частью более широких усилий по объединению двух истребительных программ — возможно, в рамках подготовки к производству на единой производственной линии после 2027 года в рамках следующего Государственного плана вооружений России.

Двигатель АЛ-41

Ожидается, что все самолеты Flanker в ВВС и ВМФ России, за исключением ударной платформы Су-34, которая значительно тяжелее, в конечном итоге будут использовать двигатель АЛ-41, включая Су-30, Су-27 и, возможно, даже небольшой парк авианосных самолетов Су-33 ВМФ.Двигатель не только значительно увеличит дальность полета, но и улучшит их летные характеристики, обеспечив более высокое соотношение тяги к массе, скороподъемности и маневренности за счет более высокого КПД и мощности по сравнению с его предшественником АЛ-31. Использование унифицированных двигателей единого класса также значительно снизит затраты на техническое обслуживание ВВС России. О планах модернизации Су-30 сообщила пресс-служба Западного военного округа: «Истребительный полк Западного военного округа получит партию истребителей Су-30СМ по гособоронзакупке с модернизированным двигателем.Первую партию планируется поставить в 2021 году. Новые истребители будут оснащены новейшими двигателями АЛ-41Ф-1С ».

Модернизированные истребители Су-30 будут поставлять Иркутская авиастроительная корпорация, и, как сообщается, аналогичный пакет модернизации был предложен иностранным клиентам для Су-30, который был самым широко экспортируемым истребителем в России за последнее десятилетие. В частности, ожидается, что ВВС Индии, которые являются крупнейшим иностранным эксплуатантом Су-30, будут стремиться модернизировать свой парк двигателями АЛ-41, чтобы противостоять растущим возможностям тяжелых истребителей в соседнем Китае, а также могут приобрести Су-30. -35 более современный радар Ирбис-Э для своих истребителей.Россия предложила АЛ-41 в большом количестве по очень низкой цене в рамках возможной сделки по лицензионному производству более 100 истребителей Су-35 в Индии, причем контракт также включает модернизацию парка Су-30 с использованием Су-35. 35 технологий.

Журнал военных часов

Российский Су-57 готовится конкурировать с F-35 за долю на рынке малозаметных самолетов

В то время как американский самолет-невидимка F-35 стал одним из самых продаваемых истребителей на мировом рынке самолетов благодаря отсутствию конкуренции; ситуация может измениться, когда российский самолет пятого поколения Су-57 готовится к продаже на международном уровне.

Экспортная версия самолета Су-57Е может быть предложена потенциальным клиентам на Ближнем Востоке и в Азии, а авиасалон в Дубае в ноябре этого года станет вероятной международной стартовой площадкой для претендента на F-35.

Российская объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), проводящая летные испытания самолета, готова начать поставки в Воздушно-космические силы России с 2020 года. Фактически, ожидается, что RAF закажет 76 новых самолетов вместо прежних 16 из-за недавнего 20-процентного снижения цен на самолет и его компоненты.16 мая российские СМИ сообщили, что президент России Владимир Путин объявил, что 76 истребителей Су-57 пятого поколения будут закуплены для ВВС Великобритании до 2028 года и что в ближайшем будущем будет подписан пакетный контракт.

Су-57, ранее называвшийся Т-50, получил новое имя в 2017 году, которое, как говорят, произошло от сложения 35 и 22, что позволяет предположить, что его характеристики являются комбинацией двух американских самолетов пятого поколения (F- 35 и F-22).

Российский Су-57 вобрал в себя функции американских истребителей F-22 и F-35, но превосходит их по характеристикам, заявил главный конструктор и директор ОКБ Сухого Михаил Стрелец, цитируемый телеканалом Звезда в ноябре 2018 года.«Так получилось, мы специально не выбирали это, но если сложить 22 и 35, получится цифра 57», — сказал главный конструктор «Сухого».

Российский истребитель способен выполнять задачи по уничтожению как воздушных, так и наземных целей по сравнению с двумя американскими самолетами, которые ориентированы на любую из конкретных задач, сказал главный конструктор Сухого. «Изначально F-22 разрабатывался как самолет для завоевания превосходства в воздухе. Но в конце концов американцы поняли, что проектировать самолет только для перевозки ракет класса« воздух-воздух »по сути неправильно, и предприняли попытку приспособить его к самолету класса« воздух-поверхность ». оружие в имеющуюся конфигурацию его отсеков.Но конфигурация отсеков не позволяла размещать более крупные грузы (вооружение) », — сказал Стрелец.

Перед конструкторами Су-57, ранее обозначавшегося как ПАК ФА- (Перспективный бортовой комплекс фронтовой авиации), стояла задача разработать многофункциональный самолет, по его словам, российский самолет имеет более высокую удельную мощность, чем американский. самолеты.

Официальная информация о Су-57 отрывочна. Его основные характеристики не разглашаются производителями.Что касается самолета, предназначенного для вывода на международный рынок, у Су-57 даже нет официального веб-сайта, в отличие от F-35 и F-22, оба из которых активно поддерживают PR.

Тем не менее, признаки того, что проект Су-37 действительно переходит на уровень серийного производства для обеспечения РАН и потенциального экспортного рынка, были представлены Алексеем Криворучко, заместителем министра обороны России, который посетил производственное предприятие Су-57 в Комсомольске. -он-Амурский авиационный завод в последнюю неделю мая.Он сказал, что серийное производство самолетов начнется в ближайшее время и что российские вооруженные силы получат свой первый истребитель Су-57 к концу 2019 года.

Министр также сообщил, что Россия разрабатывает перспективную противокорабельную ракету, которая будет использоваться в боекомплекте Су-57 ». Сегодня на предприятии ведутся работы по созданию активной боевой части самонаведения для перспективной противокорабельной ракеты, которую планируется установить в также будет нести истребитель Су-57 », — сказал Криворучко.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *